Среда, 28 марта 2012 19:29

Актуальные вопросы постановки на государственный кадастровый учет земельных участков

Отношения, возникшие при кадастровом учете объектов недвижимости (кадастровые отношения), регулируются Законом о государственном кадастре недвижимости № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
kadastr20.jpg

Отношения, возникшие при кадастровом учете объектов недвижимости (кадастровые отношения), регулируются Законом о государственном кадастре недвижимости № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Установленный Законом о кадастре недвижимости общий порядок кадастрового учета включает две стадии:

1)Кадастровые работы, результатом которых является межевой план земельного участка;
2)Внесение сведений в ГКН (государственный кадастр недвижимости) – постановка объекта на учет, в результате которого заявитель получает кадастровый паспорт объекта.

С заявлениями о постановке на учет земельных участков вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения соответствующего заявления о кадастровом учете. С заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета должны быть предоставлены следующие необходимые документы:

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- межевой план.

Одним из наиболее актуальных вопросов является выдел в счет доли - один из самых трудоемких процессов в области кадастрового учета земельных участков сельскохозяйственного назначения. Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем выдела в счет земельной доли, в орган кадастрового учета необходимо представить оригинал межевого плана и проект межевания. Проект межевания, как  и  межевой план, подготавливается  кадастровым инженером. Для этого заказчик, в качестве которого может выступать любое лицо, заключает договор подряда с кадастровым инженером. В проекте межевания определяются площадь и местоположение границ выделяемых земельных участков на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю. Проект межевания утверждается решением общего собрания либо решением собственника земельной доли. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания и проекта межевания, утвержденного этим собранием, то согласования размера и местоположения границ земельного участка не требуется. При этом кадастровый инженер обеспечивает собственникам   земельного   участка,   заказчику, представителю   органов местного самоуправления возможность ознакомиться с проектом межевания не менее чем за 30 дней до его утверждения. Для этого кадастровый инженер направляет извещение участникам долевой собственности о месте и порядке ознакомления с проектом межевания, либо это извещение публикуется в средствах массовой информации. В назначенный день проводится собрание. Новым является то, что теперь на общем собрании участников долевой собственности должен присутствовать уполномоченный представитель органов местного самоуправления, который также подписывает проект межевания. Собрание считается состоявшимся, а проект межевания и список собственников утвержденным при отсутствии возражений в выборе расположения и площади выделяемых земельных участков, а также присутствии более 20 процентов участников долевой собственности. Копия утвержденного проекта межевания должна храниться в органе местного самоуправления.

В случае если проект межевания, а также перечень собственников не были утверждены общим собранием участников и решение общего собрания по данному хозяйству  отсутствует,  то  лицо,  желающее  выделить земельный участок,  вправе самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земельного участка. Однако такой проект в любом случае должен быть согласован с другими участниками долевой собственности. В этом случае кадастровый инженер направляет извещение другим участникам общей долевой собственности по почте либо публикует сообщение в средствах массовой информации о согласовании проекта межевания. Если в течение 30 дней по адресу, указанному в извещении,  не  поступят  обоснованные  возражения,   проект  межевания  считается согласованным. Все обоснованные возражения в письменном виде направляются в орган кадастрового учета, а также кадастровому инженеру для дополнения проекта межевания. Если нет возможности прийти к согласию, земельный спор решается в судебном порядке.

Другим актуальным вопросом является внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет земельных участков, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости, признается юридически действительным, и такие участки считаются учтенными в соответствии с указанным Законом (ранее учтенные земельные участки). Однако в настоящее время нередки случаи, когда сведения о ранее учтенных земельных участках еще не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном земельном участке может осуществляться на основании обращения в орган кадастрового учета заинтересованного лица. С данным заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо. Указанные сведения включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании одного из следующих документов:

• свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;
• государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.91 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования;
• свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
• документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
• выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с приказом ФРС от 29.08.2006 № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок»;
• договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета.
• иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.

В каждом конкретном случае органом кадастрового учета после изучения представленных документов будет приниматься решение, является или нет представленный документ основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке как о ранее учтенном земельном участке. Вышеуказанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания (т.е. такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в государственный кадастр недвижимости).

В случае удовлетворения представленных документов требованиям земельного законодательства кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней.

Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости сопровождается присвоением следующего по порядку в кадастровом квартале, в котором расположен такой объект недвижимости, кадастрового номера. По результатам внесения сведений о ранее учтенном земельном участке орган кадастрового учета выдает заявителю кадастровый паспорт земельного участка или кадастровую выписку о земельном участке. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. В ином случае кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: 1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ земельного участка; 2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области
Начальник отдела кадастрового учета №1
Кондрина Е.А.

Пресс-служба ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области.

Прочитано 2697 раз