Вторник, 23 декабря 2014 18:53

Что русскому мэру здорово, то для немецкого архитектора - шок

Что русскому мэру здорово, то для немецкого архитектора - шокЕсли вы возмущаетесь состоянием тротуаров Калининграда, значит никогда не были в Черняховске. Мне вот довелось немало побродить по улицам райцентра, и впечатление было такое, будто Красная армия взяла город только вчера. Причем ближе к стенам домов передвигались не штурмовые группы пехоты, как обычно, а танки, самоходки и прочая тяжелая гусеничная техника.

Конечно, с подобным безобразием необходимо было кончать как можно скорее. Однако едва ли не первая серьезная попытка обустроить тротуары хотя бы на главной Черняховской улице Ленина обернулась скандалом, отголоски которого достигли региональной столицы. И жаркая дискуссия продолжается до сих пор, несмотря на то, что ремонтные работы уже идут полным ходом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ МНОГОПОЛОСНОСТЬ

Надо заметить, бывший Инстербург - город с довольно богатым архитектурным наследием. К примеру, один только «Пестрый ряд» (современная улица Элеваторная, застроенная по оригинальному проекту всемирно известного архитектора Бернхарда Шаруна - Ред.) чего стоит. Уникальным в своем роде считается и покрытие на Гинденбургштрассе, переименованной в улицу Ленина. Тротуар здесь состоит из нескольких сегментов: гранитная брусчатка велодорожек ближе к проезжей части; базальтовая брусчатка полосы, на которой вдоль дороги высажены деревья; выложенная из больших гранитных плит пешеходная зона; еще одна полоса для пешеходов, мощеная бетонной плиткой с мелкими фракциями гранитного щебня; и, наконец, бетонная плитка с крупными фракциями гранита, из которой состоят проезды к внутренним дворам. При этом немецкие проектировщики каким-то удивительным для нас образом умудрились придать всему этому разнообразию стилевое единство.

Конечно, за минувшие почти 70 лет без капитального (а главное - продуманного) ремонта все это великолепие пришло в изрядное запустение. Но в 2009-м прочитать небольшой курс лекций в рамках проекта «Инстергод» его организаторы пригласили известного ландшафтного архитектора из Германии. Юрген Венцель хотя и проживает нынче в Берлине, на свет появился еще до войны в Инстербурге. И нынешним обитателям родного города отказать никак не мог. Как принято говорить в таких случаях, между сторонами завязалось плодотворное сотрудничество.

ВЫПОЛНИМОЕ ЗАДАНИЕ

- В рамках года Германии в России Юрген Венцель выиграл грант на создание концепции реконструкции Долины стрелков (городской парк - Ред.), - рассказывает Влада Смирнова из некоммерческой организации «Фонд «Дом-Замок». - И администрация город, воспользовавшись случаем, обратилась к нему с предложением заодно сделать и проект реконструкции улицы Ленина.

- Если конкретнее, это я попросила архитектора Венцеля разработать техническое задание для ремонта тротуаров на Ленина после того, как их состояние в пух и прах раскритиковал побывавший у нас губернатор, - поправляет Галина Прокопчук, занимавшая в тот момент пост директора муниципального учреждения «Городское хозяйство». - Венцель согласился, только попросил ему заплатить хоть немного за работу. Позднее мы назвали это концепцией, потому что просто по техническому заданию класть плитку нельзя.

Оговоренный гонорар в 100 тысяч рублей для специалиста такого уровня можно считать суперэкономией. Тем более что увлеченный представившейся возможностью поработать на благо малой родины, Венцель вместе со своей русской женой - тоже архитектором Натальей Куницкой и дизайнером Вероникой Стяжкиной вышли за рамки техзадания, фактически действительно разработав полноценную концепцию.

ОТ БЛАГОДАРНЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Смысл этой русской поговорки немец Венцель сполна прочувствовал, когда реконструкция улицы Ленина из проектной перешла в реальную фазу. Собственно, любой, кто имеет хотя бы общее представление о таких работах, наверняка придет в недоумение при виде кроваво-красной плитки, которой сейчас усиленно мостят левую сторону городской магистрали. Какие там еще оригинальные материалы и компоновка! Единственной уступкой истории можно считать разве что серую полоску вдоль нового тротуара. Можно также очень долго рассуждать о транспортных «карманах», столбиках ограждения и фонарях освещения, но в целях экономии места отошлем интересующихся на черняховские интернет-сайты.

Короче, херр Венцель, мягко говоря, пришел в некоторое недоумение и попросил разъяснить причины столь вопиющего пренебрежения его оригинальными идеями. В ответ одна из городских газет разразилась материалом, в котором намекнула, что немцу и его помощникам явно переплатили за работу из тощей казны райцентра. И о несоблюдении авторских прав в данном случае и речи быть не может, ибо эти самые права оказались выкуплены у разработчиков. Ну а если производить реконструкцию в полном соответствии оригиналу, то денег не хватит не то что у скромного райцентра, но и у региона в целом. Визиты вконец расстроенного архитектора в редакцию и в кабинет главы района ни к чему не привели, иностранцу фактически дали понять, что россияне на своей российской земле будут делать то, что считают нужным и так, как считают нужным.

«НАРОДУ НРАВИТСЯ»

- Вариант господина Венцеля - не священная корова, - исполняющий обязанности главы Черняховска Станислав Претко был предельно откровенен в телефонном разговоре с корреспондентом «Комсомолки». - Ему там в Берлине хорошо рассуждать, а мы должны прислушиваться, прежде всего, к мнению народа.

Что ж, говорят, черняховцы новыми тротуарами и впрямь не нахвалятся: на «шпильках» по ним ходить удобнее, чем по брусчатым, и вообще все довольно симпатично выглядит. Хотя, справедливости ради стоит оговориться, что такое мнение отнюдь не у всех жителей города.

- Да, на состоявшемся по этому поводу «круглом столе» некоторые были против, - соглашается Станислав Эдвардович. - К подрядчику тоже есть вопросы по поводу сохранности оригинального материала, который снимают при реконструкции (краеведы жалуются, что гранитные плиты ломаются при небрежной разгрузке с самосвалов - Ред.). Но ведь Венцель предлагал брать его с других улиц, но их тогда тоже придется ремонтировать. Мы подсчитали - в 150 миллионов это обойдется! Хотя, даже если бы деньги и были, на Ленина в скором будущем планируется прокладка газопровода, восстановленное немецкое покрытие пришлось бы вновь вскрывать. И третье - у нас просто нет специалистов по укладке брусчатки. Как практически нет на улице Ленина и объектов культурного наследия, чтобы превращать ее в музей под открытым небом.

«ОБ ИНВЕСТОРАХ И ТУРИСТАХ МОЖНО ЗАБЫТЬ»

- Что ж, если жители Черняховска не приемлют предложенного нашей группой проекта - это, конечно, их право, - соглашается петербурженка Наталья Куницкая. - Хотя это странно, ведь изначально концепцию приняли на «ура». Не менее удивительно, что о внесенных в нее изменениях мы почему-то узнали только из прессы. Но раз возникли определенные сложности, мы были готовы предложить изменения. Например, сохранить исторические тротуары только у домов довоенной постройки, а у тех, что были возведены позже - выложить новой плиткой. Но на наши письма горадминистрация не отвечает. Конечно, Юрген очень переживает из-за того, что все пока идет совсем не так, как мы это видели. Однако не думаю, что эта неприятная история повлияет на его исключительно теплое отношение к черняховцам и ко всем россиянам.

А вот несогласные со столь вольным подходом к авторскому праву сами черняховцы своей обиды за главного разработчика попранной концепции не скрывают.

- Проект архитектора с мировым именем, которым является Юрген Венцель, мог бы привлечь инвесторов, в которых Черняховск так отчаянно нуждается, - замечает уполномоченный программы «Инстерфорум» Алексей Оглезнев. - А примененные в концепции решения вполне могли бы быть реализованы не только в масштабе улицы Лепнина, но и всего города. Но пока уничтожается даже то немногое, что еще осталось от его истории. В таком случае, на мой взгляд, просто невозможно говорить о перспективах Черняховска как туристического центра.

Источник материала и фото: КЛОПС.ру

Прочитано 2035 раз