Среда, 06 июля 2011 19:19

105 лет, десяток памятников

105 лет, десяток памятниковСто пятую годовщину дня рождения И.Д.Черняховского город его имени отметил не только церемониалом у памятника, но и первой предварительной презентацией новых пямятных идей: весной 2011 г. среди архитекторов, скульпторов, дизайнеров, художников был организован международный конкурс… не проектов — переосмысления.

Сто пятую годовщину дня рождения И.Д.Черняховского город его имени отметил не только церемониалом у памятника, но и первой предварительной презентацией новых пямятных идей: весной 2011 г. среди архитекторов, скульпторов, дизайнеров, художников был организован международный конкурс… не проектов — переосмысления.

Сегодня малые города, насквозь советские своей промышленностью, именами, культурой, бытом, ищут свой новый облик, да и старый заодно. В Черняховске этот старый облик — бывший немецкий Инстербург;  имя Черняховского — словно якорь, соединяющий временные пласты. Вот только вправе ли мы положиться на эту якорь-цепь?
Что говорит это имя жителю города сейчас?
Что скажет ему ещё через 20 лет?.. и скажет ли?

Чтобы не провалить в небытие то, с чего начинается город, организаторы — искусствовед Дмитрий Козлов и архитектор Александр Стругач — предложили задуматься над сегодняшним памятником советскому генералу в городе Черняховске. Провести реновацию этого имени, ревизию смысла и отношения к памяти советского генерала.

Основная задача конкурса — не построить новый памятник герою, а осмыслить через него город, его положение и структуру, найти его место и место его имени — в XXI веке. Результаты оказались неожиданны и интересны; творческий поиск привёл участников и к современному пониманию традиционной формы мемориала, и к совершенно фантастическим вплетениям образа генерала Черняховского в ткань города.

Так, обновляя жизнь уже русского города, Софи Панцер создаёт немногим менее как идеальное поселение на восточной окраине.  Там, с чистого листа, здоровый пример социального взаимодействия должен привести к обновлению жизни всего Черняховска; сердце этого города — Ипподром, основой для энергичного сообщества живой и развивающейся городской среды — Образование и Эффективность администраций. В 2025 году преуспевающий Черняховск будет в первую очередь ассоциироваться с обновлением конной индустрии и с респектабельными мероприятиями на Ипподроме: так её программа могла бы обновить имя города.

Йири Грабмюллер расширяет идею поминовения маршала до кенотафа всем павшим: все они в 2011 году заслужили покой. Отдающий дань памяти Черняховскому оказывается на оси, пронизывающей годы, от замка к  Барклаю и Ленину. Так выстраивается линия, вводящая в пространство города нового века.

Схожий подход у Ольги Башниной и Вячеслава Лютынского: их мемориал Черняховского становится памятником всем героям, свои жизни отдавшим за самую возможность быть нам, современным людям. Они — и он — стали воротами от братской могилы военных лет к всевозрождающейся к жизни природе, без них её бы не было у нас. Чтоб то не забыть, ворота остаётся лишь построить.

Ася Дамаджич, Лейла Бргуля и Мерима Аличич также собирают разрозненное воедино, создают «узлы» в городской застройке, шлюзы-концентраторы, пропускающие через себя всё городское движение подобно камерам сердечного насоса, и «освобождающие» прочие части города от довления духов прошлого.

Сразу несколько авторов видят Черняховского освободителем, защитником и хранителем города, отводящим от него беды полой своей шинели:

Александр Ходот пишет миф о «Чёрном ангеле-хранителе», витающем  над городом во все дни;

Екатерина Данильченко уводит биографически верную фигуру в пространство необыденного знака: танкист — прямой наследник бронированной кавалерии, кентавр из танковой брони;

Алексей Якименко делает памятником весь город, рисует парком и прудом кисть руки, линейку орденов.  Здесь лицо становится площадью, по которой могут ходить люди, рельефом из местной брусчатки,  кирпича и черепицы, глаз-колодцев и кустов-бровей героя-великана; здесь можно посидеть на щеке, забраться на соседнее здание и увидеть, что да, площадь эта — портрет. Так Черняховский буквально станет плотью от плоти этого места.

Не менее масштабен Александр Стругач. В памятнике  и, важнее, памяти Черняховского он видит непостижимую извне кантовскую «вещь в себе»: объект, размечающий город, но внутрь которого невозможно проникнуть. Мы можем сколь угодно считать, что понимаем информацию об этом человеке, но определить что же такое был Черняховский можем лишь субъективной выборкой материала из культурного наследия его имени. Любая из таких попыток слишком конкретна и спорна: истина выше; она вечна, фундаментальна и безучастна…


Во всей полноте конкурсные проекты будут представлены на выставке, откроющейся на фестивале искусств в замке Инстербург, четвёртом возвращении «Инстерфеста». Программа предусматривает целый ряд интересных творческих мероприятий о «Новом ЧЕРНЯХОВСКом»: на открытие фестиваля, 16 июля, ждут всех!

Оригинальная статья: 105 лет, десяток памятников.

Прочитано 1633 раз
Другие материалы в этой категории: « Выставка нового памятника инстерГОД-инстерСБОР »