Из легенды в быль

Оцените материал
(0 голосов)
Языческая Пруссия. Живописные дали, зеленые холмы, полноводные реки, несущие свои воды в море. Поистине благодатная земля, где никто не бранил судьбу, не говорил, что забыт богами. В то время множество богов правило миром, и каждый отвечал за свое ремесло. Народ брал от природы то, что умел, и благодарил за это своего создателя. Поклонение богам, благодарение за благодать было неотъемлемой частью жизни древних пруссов.
Королевский замок еще спал. Мощный ветер гнал серые тучи с запада на восток. Этот год выдался необыкновенно тяжелым. Большая часть урожая была уничтожена сначала поздними морозами, затем летнее солнце высушило землю так, что не осталось никакой надежды сохранить скот и выжить самим. Давно было замечено, что, если рождался человек, которому предопределено было стать великим, боги посылали на землю лишения и подвергали народ такому испытанию, какое выдерживали только сильнейшие.

В предутренний час небеса разверзлись, хлынул дождь, образующий сплошную водяную завесу, земля пузырилась и дыбилась потоками воды, несущимися в разные стороны. Острые молнии сопровождались такими раскатами грома, что рисовалась картина всемирного потопа, предвещавшего всеобщий конец. К концу подходила и жизнь короля, лежавшего в предсмертных муках. Двенадцать сыновей окружили отца. Их судьба была уже решена, каждый наследовал определенную часть прусской земли. Четвертый, Надроо, унаследовал земли, ограниченные устьями [истоками] рек Инстер и Ангерапп и верховья[ми] реки Прегель, образующейся при их слиянии. По воле отца и божьему року Надроо стал правителем земель, являвших собой самый центр владений старой Пруссии. Надроо правил своими землями в окружении братьев. Все было по-братски, никаких споров, разногласий, каждый получил то, что заслужил. Тем более, каждый выполнял волю отца, а у некоторых народов и до сих пор нет более крепкого закона, чем веление старших.

Главные боги древних пруссов: Патолс, Перкунс, Потримпс.Но не могла Надровия, как позже была названа эта земля, находиться в состоянии покоя долгое время. Загадочный клочок привлек внимание Тевтонского ордена, и в 1274 году крестоносцы вторглись в прусские владения. Одной из целей этого вторжения было насаждение христианства. Поклонявшиеся многие века своим богам пруссы воспротивились такому насилию, для них считалось невозможным предательство богов и принятие другой веры. Жестоко и упорно сопротивлялись они, но были побеждены. Кроме новой веры, Орден принес цивилизацию своего времени – появились безопасные дороги, свободные от разбойников, проходившие преимущественно вдоль рек и необходимые для лучшего снабжения населения, стала развиваться торговля.

В 1336 году великий магистр Ордена основывает рыцарский «Инстербургский Дом». И там, где Инстер впадал в Ангерапп, было положено начало новому городу Инстербургу.

В 1590 году по крышам пронесся «красный петух» – это был самый крупный пожар в истории города. На средние века выпал расцвет Лютеранской Церкви. Началось строительство кирх и молельных домов. Христианство вселяло веру в единобожие, но люди сохранили страх перед явлениями природы.

В XVII столетии наступило освобождение от польского господства. В начале XVIII начался бурный прирост населения Пруссии за счет французов, голландцев, австрийцев. Многие из них выбирали своей новой родиной Инстербург. Рост населения повлек за собой строительство жилых и хозяйственных зданий, очертания города

Главные боги древних пруссов: Патолс, Перкунс, Потримпс. ушли далеко от своих прежних границ. Прусский король Фридрих Вильгельм и кронпринц Фридрих, названный впоследствии Великим, дважды выезжали в Инстербург, чтобы убедиться в ускоренном заселении. Последний написал об Инстербурге в своем письме Вольтеру, в котором восхищался городом.

В середине XVIII века Прусское королевство не обошла война, которая вошла в историю под названием Семилетней. Она принесла разорение жителям Пруссии. Любая разруха порождает новый толчок во всех сферах жизни общества. И после понесенных потерь народ с удвоенной энергией восстанавливал разрушенное.

Не осталась Пруссия в стороне и во время нашествия Наполеона на Россию. Инстербург явился одним из этапов великого, но бесславного для французов похода. Прошедшие войны очень часто затрагивали непосредственные интересы России, и поэтому русский солдат неоднократно ступал на прусскую землю.

…Инстербург продолжил свой рост и развитие. Население города росло, и требовались новые формы хозяйствования. Уже в 1864 году в Инстербурге было введено газовое освещение. В 1904 году на Прегеле построена электростанция, обеспечивавшая не только город, но и близлежащие районы. После Первой мировой войны экономику сковала все возраставшая инфляция, последствием экономического спада явилась безработица. Так как основой всей экономики Инстербурга было сельское хозяйство, главную роль в подъеме хозяйства в целом сыграли товарищества, имевшие в городе многочисленные банки.

После Второй мировой войны Инстербурга не стало. Как и многие другие, красивый и уютный город был разбит советскими войсками. Кто знает, не приди в Германии к власти нацисты, как бы сейчас выглядел город?

…Прошло полвека, на этой земле сегодня живем мы и, уверен, будем жить. И праздновать каждый День города…

 

С праздником, Черняховск!

Сергей Пронин.

Дополнительная информация

  • Источник: Из легенды в быль (стр.42) (Сергей Пронин). – Полюс, 1995, №80-81, 9 сентября / Альманах «Берега Анграпы» 2’2006
Прочитано 10071 раз
Другие материалы в этой категории: « Восточнопрусские сказания Татарский шлем »