Литературные находки

Оцените материал
(1 Голосовать)

В книге «Приключения славянских витязей», изданной в Москве в 1988 году, представлена «Повесть о сильном богатыре Чуриле Пленковиче», написанная русским писателем Василием Алексеевичем Лёвшиным (1746-1826). Произведения В. Левшина опираются на традиции русского и западноевропейского фольклора, новеллистики эпохи Возрождения, на легенды и подлинные факты русской истории. В них сплав старинных мотивов рыцарских романов, волшебных сказок и былин. Василия Левшина очень ценил А.С. Пушкин. В «Евгении Онегине» он называет дворян, весной отправляющихся в деревню: «Вы, школы Левшина птенцы».

Для нас, русских жителей бывшей Пруссии, вышеназванная повесть имеет несомненный интерес. Ведь действие происходит буквально в тех местах, где мы живем. Предлагаем нашим читателям сокращенный вариант повести.

Повесть о сильном богатыре Чуриле Пленковиче

Во времена князя Владимира сын кожевенника Пленко Чурило, победив змия, просит у князя посмотреть света и испытать руки своей над богатырями чуждыми. Леса прусские проехал он уже до половины, но прохладное утро пригласило его взять отдохновение при истоках реки Пригоры (р. Прегель) [Прегора]. Здесь встретил он девицу, плачущую о том, что отдают ее в объятия ненавистному Кривиду. Девица рассказывает богатырю: «Кто бы ты ни был, великодушный богатырь, довольно, если приемлешь участие в моей напасти. Я дочь Вайдевута, мужа почтеннейшего в стане сем, имя мне Прилепа [Прелепа], я сестра 12 братьев. Семь лет еще посвящена я родителем Ишамбрату [Ишвамбрато], божеству, поклоняемому пруссами в бессмертном огне, горящем перед сим дубом, на коем, по уверованию предков наших, обитает сам Ишамбрат. Всякое утро долженствую я воспалять огонь на сем месте и жертвовать повержением в оный семь волосов из косы моей с горстью янтаря, извергаемого на берега нашим морем. Я должна окончить дни мои жрицею в целомудрии. В селах тех обитает мудрец Кривид… Выходя для собирания трав, увидел меня и в то мгновение ко мне воспылал жестокою любовью… Должно описать вам, с какими прелестьми предстал мне сей любовник. Головас кулак, украшенная только одним глазом, выглядывала из плеч. Рыжая, по земле волочащаяся борода закрывала передний горб его, но тем явственнее казался таковой же остроконечный горб сзади. Ноги в четверть и покрытые сивою шерстью руки довершали его пригожества».

Далее Прилепа рассказала, что сей Кривид намерен жениться на ней силой и что у него есть сильная вода, которая помогла трем его племянникам расправиться с ее 12 братьями. Чурило сразился с ними. Победив всех трех племянников Кривида, отправились к его жилищу. Путь их утомил, и по наступлению темноты они спали вместе. Расправившись с Кривидом, Чурило Пленкович отправился далее на запад, при этом Прилепа лила слезы, теряя своего избавителя.

А через девять месяцев у нее родился сын Алеса Попоевич, объявленный сыном бога страны пруссов Попоензою или Прекуном. Шалостям его не было предела, и после его проделки, лишившей жреца Вайдевута бороды (а в Пруссии без бороды ходили одни только палачи), он был изгнан из храма Попоензова и Пруссии. Прилепа открыла ему истину, кто был его прямой отец, и велела шествовать в Киев.

Был он уже богатырем, и ждала его слава большая, и был он хитрый и насмешник большой, и имя на Руси его было Алеша Попович.

Прочитано 10568 раз
Другие материалы в этой категории: Восточнопрусские сказания »