Железнодорожная милиция

Оцените материал
(2 голосов)

Железнодорожная милиция, в настоящий момент представлена в Калининградской области двумя железнодорожными линейными отделами Западного УВДТ – ЛОВД на станции Калининград и ЛОВД на станции Черняховск.

Как беспристрастно свидетельствуют архивные документы, дислоцирующиеся в современной Калининградской области органы внутренних дел на транспорте в лице двух железнодорожных линорганов – ЛОВД на станциях Калининград и ЛОВД на станции Черняховск – это первые по сроку своего рождения официальные органы милиции современной Калининградской области! Дело в том, что они были созданы не позднее середины февраля 1946 года, в то время как региональное УВД только спустя более чем три месяца, - 24 мая того же года! А, следовательно, железнодорожная милиция региона - старейшая по своему возрасту милицейская структура современной Калининграсдкой области.

К сожалению, сам приказ Наркомата госбезопасности СССР о создании в структуре дорожного отдела милиции на Литовской железной дороге линейных отделений милиции на станциях Кенигсберг и Инстербург пока отыскать не удалось, зато в архивах МВД современной Литовской Республики сохранились приказы о замещении вакансий по каждому из этих линорганов. И первый из них - от 21 февраля 1946 года: это - приказ о назначении временно исполняющим должность начальника ЛОМ станции Кёнигсберг представителя дорожного отдела милиции на Северной железной дороги старшего лейтенанта милиции Григория Гавриловича Куренкова.

Комплектация кадров в тех первых двух штатных линорганах будущей Калининградской области производилась путём квотированного откомандирования существовавшими тогда дорожными отделами милиции своих оперативников. При этом последние получали на руки не командировочные удостоверения, а именно предписания об убытии к новому постоянному месту службы. В числе тех, кому, помимо уже названного выше «северянина» старшего лейтенанта Г. Куренкова, выпала тогда честь открыть список первых сотрудников транспортной милиции современной Калининградской области, - представители Дорожного отдела милиции на Пермской железной дороге лейтенант милиции Николай Смирнов и младший лейтенант милиции Николай Маточкин: с 26 февраля 1946 года они - старшие оперуполномоченные ЛОМ станции Кёнигсберг. Следующий приказ Дорожного отдела милиции на Литовской железной дороге о замещении вакансий по своим восточнопрусским подразделениям датирован 4 марта 1946 года. В частности, ряды сотрудников ЛОМ станции Кёнигсберг пополнились пятью «карагандинцами» - Дмитрием Максимовым, Федором Качуриным, Степаном Алексеевым, Иван Семакиным и Иван Вадигином. Затем в течение считанных дней прибыли и получили назначение в Восточную Пруссию представители дорожных отделов милиции на Красноярской, Куйбышевской, Орджонекидзевской, Оренбургской, Южно-Уральской и ряда других железных дорог.. В результате к концу марта сорок шестого коллективы обоих восточнопрусских линейных отделений были окончательно сформированы и приступили к полноценному (но под общим руководством, осуществляемым из Вильнюса) выполнению своих ответственейших правоохранительных функций.

В последующем подчинённость обоих линорганов неоднократно менялась:

- в 1947-2 ноября 1953 гг. – в составе Управления охраны МГБ Литовской железной дороги;

- 2 ноября 1953-апреле 1956 гг. - Дорожно-транспортного управления (впоследствии – вновь Дорожный отдел милиции) Балтийской железной дороги;

- в апреле 1956-3 августа 1964 гг. - Дорожного отдела милиции Литовской железной дороги;

- 3 августа 1964-27 ноября 1989 гг. – УООП-УВД Калининградского облисполкома;

- 27 ноября 1989-18 февраля 1994 гг.– Калининградскому отделу внутренних дел на транспорте;

с 18 февраля 1994 – Западного УВД на транспорте МВД России.

Калининградские подразделения железнодорожной милиции неоднократно переименовывались и реорганизовывались.

ЛОВД на станции Калининград. Создано не позднее 17 февраля 1946 года как Линейное отделение милиции станции Кёнигсберг. С 1947 года – ЛОМ станции Калининград МГБ Литовской железной дороги и в том же году (с сентября) – Отдел охраны МГБ станции Калининград Литовской железной дороги; с 26 декабря 1952 – Линейный отдел милиции станции Калининград Литовской (в 1953-1956 гг. – Балтийской) железной дороги; с 10 июля 1956 – Линейное отделение милиции станции Калининград Литовской железной дороги; с 1 июня 1960 – Линейный отдел милиции станции Калининград Литовской железной дороги.

На основании совместного приказа МООП Литовской ССР и МООП РСФСР № 390/516 от 3 августа Линейный отдел милиции станции Калининград (а в его составе и линейное отделение станции Черняховск) Литовской железной дороги был передан из МООП Литовской СССР в подчинение УООП Калининградского облисполкома, однако при этом штатная численность (89 человек) и финансирование отдела осталось за МООП Литовской СССР. В связи с передачей отдела приказом УООП Калининградского облисполкома № 047 от 11 ноября 1964 года были объявлены штаты и штатно-именная расстановка, утверждённая приказом МООП Литовской ССР № 0012 от 11 октября 1963 года. Организационно ЛОМ станции Калининград на тот период времени состоял: из пяти линейных постов милиции – станции Мамоново (начальник – капитан милиции Криволапов П.Н.), станции Балтийск (начальник – лейтенант милиции Боровик М.А.), станции Знаменск (начальник – капитан милиции Гавриленко И.С.), станции Зеленоградск (старший лейтенант милиции Иваницкий Б.И.) и станции Полесск (начальник – капитан милиции Дегтярёв Я.П.); двух одиночных милицейских постов – станции Пионерск (милиционер – младший сержант милиции Шостя А.Г.) и станции Багратионовск (милиционеры – старшина милиции Коробов Г.Ф. и старший сержант милиции Скачков Ф.М.), а также Линейного отделения милиции станции Черняховск (начальник – майор милиции Кузовенко А.С.; численность – 29 штатных единиц) в составе: линейного пункта милиции станции Советск (начальник – капитан милиции Гречушенко М.Н.), двух линейных постов милиции - станции Гусев (начальник – младший лейтенант милиции Мороков В.Ф.) и станции Железнодорожная (начальник – капитан милиции Татаринов П.Т.) и одиночного поста милиции станции Нестеров (милиционер- старшина милиции Матиешюс Т.П.).

Приказом УООП Калининградского облисполкома от № 05 от 28 января 1966 года, изданного во исполнение приказа МООП РСФСР № 06 от 6 января 1966 года, были объявлены штаты Линейного отдела милиции и следственного аппарата УООП Калининградского облисполкома на Прибалтийской железной дороге.

С 1 июля 1969 года в связи с переименованием (приказ МВД СССР № 0323 от 30 мая 1969 года) и на основании приказа УВД Калининградского облисполкома № 047 от 30 июня 1969 года – Линейный отдел милиции и следственный аппарат УВД Калининградского облисполкома на Прибалтийской железной дороге.

На основании приказа УВД Калининградского облисполкома № 079 от 15 ноября 1971 года, изданного во исполнение приказа МВД СССР № 0635 от 13 октября 1971 года, отдел реорганизуется в Линейный отдел транспортной милиции и следственную группу на транспорте УВД Калининградского облисполкома, с возложением на них, в том числе, и функций борьбы с преступностью на воздушном транспорте (с этой целью в составе новой структуры был образован линейный пункт милиции в Калининградском аэропорту).

С 8 июня 1982 года – Линейный отдел внутренних дел на станции Калининград (ЛОВД на станции Калининград).

Начальники: в августе 1946-сентябре 1947 - капитан милиции Крылов В.П., в сентябре 1947-декабре 1952 – капитан Ведерников; в декабре 1952-мае 1969 – подполковник милиции Масленников А.Г., в мае 1971-мае 1975 - подполковник (с мая 1975 – полковник) Антипов Н.Г.; в мае-сентябре 1975 – подполковник милиции Топоров Б.А. (на правах Врио); в сентябре 1975-апреле 1989 – подполковник милиции Богинский Е.А., в марте 1989-марте1990 - подполковник милиции Матвеев В.К.; март 1990-апрель 1994 (но с 1991 – одновременно ещё и в статусе заместителя начальника Калининградского ОВДТ) подполковник милиции Королёв В.М.; в апреле-октябре 1994 - подполковник милиции Филипенко Л.В.; в октябре 1994-январе1997 - майор (с 1996 – подполковник) милиции Дударенко С.С.; в октябре 1996-августе 1998 - капитан (с 1997 – майор) милиции Ковальчук Н.Н.; в августе 1998-августе 2001 - подполковник милиции Еникеев К.У.; с августа 2001 - майор (с 2004 – подполковник) милиции Белогорлов А.Ю.

ЛОВД на станции Черняховск. Создан в середине февраля 1946 года как Линейное отделение милиции станции Инстербург.

С 1947 года – сначала ЛОМ станции Черняховск Литовской железной дороги, а затем – Отдел охраны МГБ станции Черняховск Литовской железной дороги; с 26 декабря 1952 – Линейный отдел милиции станции Черняховск Литовской (15 мая 1953-19 апреля 1956 гг. – Балтийской) железной дороги; с 10 июля 1956 – Линейное отделение милиции станции Черняховск Литовской железной дороги.

В период 1 июня 1960-1 июля 1995 – как линейное отделение в составе ЛОМ-ЛОВД-ЛОТМ на станции Калининград.

Начальники: в мае 1963-феврале 1971 – подполковник милиции Кузовенко А.С.; Пруссаков; в январе1972-феврале 1976 - майор милиции Сазонов П.М.; в феврале1976-октябре 1987 – Бельцев Ф.И.; в 1987-1993 - майор милиции Кукушкин Ю.В.; в июле 1993-июне 2001 - майор (с 1996 – подполковник) милиции Филипп П.В.; в июне 2001-2007 гг. - майор (с 2003 – подполковник) милиции Молодяну М.Г.; в певрой половине 2007 года – подполковник К. Мазарчук; с лета 2007 года (но до октября – на правах Врио) – майор милиции И. Астраханцев.

Дополнительная информация

  • Автор: Полковник милиции Юрий РЖЕВЦЕВ, руководитель Калининградского корпункта Объединённой редакции МВД России, член Союза журналистов РФ (статья из авторской рукописи Правоохранительной энциклопедии Калининградской области)
Прочитано 10157 раз