Фронтовому журналисту Лопатину милицейская фуражка пришлась даже очень к лицу!

Оцените материал
(3 голосов)
nikulin.jpgЗнаменитый фильм-легенда отечественного кинематографа «Двадцать дней без войны», снятый в середине семидесятых культовым сегодня питерским режиссером Алексеем Германом по одноименному произведению Константина Симонова, как известно, во многом стал знаковым в судьбе практически всех артистов, занятых в этой ленте в главных ролях. В том числе и Юрия Никулина.
Последний, в частности, сумел тогда окончательно утвердиться в советском киноискусстве еще и как драматический актер особого по своей силе и масштабу многогранного творческого дарования. Своей блистательной игрой он тогда, напомним, создал на экране сложный по психологическому надрыву и спектру мучительных душевных переживаний образ фронтового корреспондента «Красной звезды» майора Василия Лопатина.
Среди миллионов и миллионов поклонников Юрия Никулина по фильму «Двадцать дней без войны» – почти в полном составе сотрудники и ветераны Калининградского гарнизона. Но их Юрий Владимирович покорил не только своей непревзойденной игрой на экране, но и особой душевностью, проявленной при личном общении со многими из них в 1975 году в в дни и на местах съемок этого знаменитого и легендарного фильма. Впрочем, обо всем этом - подробно и языком уникальных фотодокументов…
 
 
 
 
С милицией породненный
nikulin2.jpgЮрий Никулин в милицейской фуражке!? Что ж тут, спросите, необычного: в кинематографической биографии этого любимого всеми россиянами артиста была талантливо и с любовью сыгранная в кинодраме «Ко мне, Мухтар!» роль лейтенанта-кинолога Глазычева. Так-то оно так, вот только на портретном снимке, который сегодня демонстрируется на почетном месте в экспозиции музея Калининградского юридического института МВД России, Юрий Владимирович запечатлен в милицейской фуражке образца 70-80 годов. Кинофильм же «Ко мне, Мухтар!» режиссера Сергея Туманова, напомним, вышел в широкий прокат в 1964 году. В общем, как ни крути, а посему получается, что этот самый фотопортрет - во многом уникальный, ибо он – одно из немногих сохранившихся сегодня ярких документальных свидетельств того, что к стражам правопорядка по-особому тепло и сердечно Юрий Владимирович относился на протяжении всей своей жизни, а не только в период работы над образом лейтенанта Глазычева. А примерил же милицейскую фуражку Ю. Никулин тогда отнюдь не случайно. В ходе съемок киноленты «Двадцать дней без войны», которые проводились, напомним, Алексеем Германом, главным образом в Калининградской области, он, не желая никого обидеть отказом, много и часто встречался с местными трудовыми и воинскими коллективами. Нередко на такие творческие встречи приезжал прямо со съемочной площадки, не успев переодеться и смыть грим. 10 июня 1975 года не стал для него исключением из правил. В этот день Юрий Владимирович принял приглашение посетить тогдашнюю Калининградскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР – учебное заведение органов внутренних дел, в стенах которого тогда производилась подготовка офицерских кадров. Тот визит оставил добрый след не только в сердцах будущих офицеров милиции и их наставников по учебе, но, судя по искренней улыбки и искрящимся глазам Юрия Владимировича, и самого гостя тоже. А милицейскую фуражку, как утверждают очевидцы, Ю. Никулин попросил примерить сам. Правда, надел ее слегка набекрень – по хорошо знакомой ему военной моде далеких сороковых. Но, похоже, что именно это каким-то чудесным образом органично и «связало» в единое и неразрывное целое сценический костюм, представленный фронтовой гимнастеркой с майорскими «шпалами» в петлицах, и милицейскую символику 70-х!
Вообще, фотографировали в ходе той встречи-диалога любимого артиста, надо сказать, много. Отпечатки с тех негативов были готовы к моменту прощания. Их в качестве подарка и преподнесли гостю, попросив подписать один из снимков коллективу КССШМ на память. Юрий Владимирович, не долго думая, из кипы фотографий выбрал именно ту, где он запечатлен (да-да, совершенно верно!) в… милицейской фуражке. На ней поверх изображения, как друзьям и во многом коллегам, размашистым, но твердым почерком вывел: «Курсантам школы милиции мои лучшие пожелания. Ю. Никулин. 10.6.75»…

И стал на время Черняховск Ташкентом
nikulin4.jpgЛюбые киносъемки, которые производятся не в павильоне, а на улице, собирают, как известно, вокруг съемочной группы, мешая ей плодотворно работать, толпы зевак. Команда Алексея Германа, работавшая вместе с ним над фильмом «Двадцать дней без войны», по свидетельству очевидцев, была не просто окружена празднолюбопытствующими калининградцами, а буквально ими повседневно осаждаема. И не удивительно – на съемочной площадке в каких-то считанных метрах от тебя работали не просто артисты, а звезды из звезд - всенародно любимые Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Михаил Кононов… И их можно было не только увидеть воочию, но, если повезет, еще, пусть накоротке, но и пообщаться или взять автограф!
Понятно, что поддерживать в таких условиях порядок вокруг съемочных площадок без помощи со стороны милиции было крайне и крайне затруднительно. Среди тех милицейских коллективов, чьим представителям выпала тогда честь стать такими своеобразными «силовыми» помощниками Алексея Германа и его ассистентов, оказался и коллектив Линейного отделения милиции станции Черняховск. Ему выпало обеспечивать общественную безопасность в дни работы съемочной группы на вокзале Черняховска и примыкающим к нему железнодорожным объектам. Здесь снимались, напомним, знаменитые эпизоды прибытия военного корреспондента майора Лопатина в столицу Узбекистана. Роль ташкентского вокзала, понятно, «играл» местный железнодорожный вокзал. С этой целью, в частности, красующиеся на нем вывески с надписью «Черняховск» к полному недоумению и даже панике пассажиров пробегающих мимо поездов и электричек заменили на «Ташкент».
Со своей специфичной и нелегкой задачей милиционеры-«транспортники» справились на «отлично», чем не только заслужили многочисленные слова благодарности в свой адрес, но и снискали сердечную симпатию к себе со стороны.
Крепко и по-настоящему сдружило Юрия Владимировича со стражами правопорядка из ЛОМ станции Черняховск и то обстоятельство, что гримерная уборная артиста на протяжении всех съемок с разрешения милицейского начальства находилась именно в Ленинской комнате этого самого отделения.
Как вспоминают сегодня ветераны современного ЛОВД на станции Черняховск Западного УВДТ, Ю. Никулин сразу и органично влился в милицейскую семью: был доступен, доброжелателен, по собственной инициативе много и охотно общался и с самими сотрудниками, включаю рядовых, и даже с их семьями, когда те, пользуясь так сказать служебным положением мужей и отцов, «просачивались» на съемочную площадку, чтобы взять автограф.
Ну а документальные свидетельства тому – фотоснимки, сделанные в неформальной обстановке самими стражами правопорядка. Их бережно сохранил в своем домашнем фотоальбоме бывший начальник ЛОМ станции Черняховск подполковник милиции в отставке Петр Максимович Сазонов.
Часть снимков из этой коллекции перед вами.

И признал в пожарном побратима
nikulin3.jpgВстречам-диалогам с калининградской общественностью Юрий Владимирович целиком – и денег за это не брал - посвящал практически все те редкие дни, в ходе которых был свободным от съемок. Для этого даже, как минимум, дважды, возвращался в Калининград из Москвы – в первый раз по приглашению коллектива сотрудников аппарата УВД Калининградского облисполкома, а во второй – командования Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск Министерства обороны СССР.
Любительские снимки с первой встречи сохранились у одного из ее участников - полковника внутренней службы в отставке Василия Акимовича Чепрасова. Отдельные из них перед вами: на первом - со сцены актового зала областного УВД Юрия Владимировича подчиненным представляет лично начальник управления генерал-майор милиции (но ныне генерал-лейтенант внутренней службы в отставке) Валерий Михайлович Соболев; на втором – в минуты неформального общения артиста с руководящим составом.
А фотодокументы, запечатлевшие Ю. Никулина в стенах КВИУИВ, нашлись в домашнем фотоальбоме бывшего преподавателя этого вуза полковника в отставке Григория Моисеевича Зацерковного. На представленном снимке последний первый справа. А на заднем фоне - его бежевая «Волга» ГАЗ-21, которую в начале 1970-х приобрел за валютное вознаграждение, которого был удостоен за долговременную служебную командировку в одну из арабских стран. Именно за рулем этого роскошного по тем временам лимузина он выполнял тогда роль личного водителя при Юрии Владимировиче Никулине.
И еще один редкий снимок, но сделанный, правда, на съемочной площадке: Ю. Никулин облаченный в сценический костюм майора Лопатина, в ходе короткого «перекура» среди представителей съемочной группы, участников массовки и рядом с… профессиональным пожарным из калининградского Краснознаменска. Последнего, стеснявшегося из-за скромности такого внимания к себе со стороны великого артиста, Юрий Владимирович, по словам очевидцев, едва ли не насильно усадил рядом с собой - как бывшего фронтовика, а значит – побратима…

И не подвели курсанты надежд артиста
nikulin5.jpgДля участия массовки в картине «Двадцать дней без войны» были привлечены курсанты Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск Министерства обороны СССР (но оно, специально, уточним, готовило кадры офицеров-радиоэлектронщиков также для внутренних войск МВД СССР и пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР), а также курсанты уже формально ликвидированного, но продолжавшего еще некоторое время существовать в калининградском городе Багратионовске Военно-технического училища КГБ при Совете Министров СССР. Им выпало изображать отправляющиеся на фронт маршевые подразделения. Для этого многих из них облачили в униформу довоенного образца.
- Играть в массовке, - вспоминает бывший курсант КВИУИВ, а сегодня военный пенсионер майор запаса Алексей Алексеев, - оказалось делом нелегким, ибо от нас – поступью шага, выражением лица, - требовалось достоверно передать дух эпохи «сороковых-пороховых». Не знаю, как бы у нас это получилось, если бы не Юрий Владимирович – именно он, человек, прошедший всю войну от первого и до последнего дня, стал тогда для нас главным консультантом и советчиком. Особенно он опекал небольшую группу «ряженных» лейтенантов артиллерии, в которую входил я, ибо наши лица должны были крупным планом попасть в кадр. Видимо, у меня неплохо получилось, в связи с чем Юрий Владимирович после съемок наградил меня не просто автографом, а дружеским шаржем, который теперь храню как бесценный дар от этого великого артиста…

Дополнительная информация

  • Автор: Полковник милиции Юрий РЖЕВЦЕВ
Прочитано 10488 раз