Из истории железных дорог

Оцените материал
(0 голосов)

Вокзал Инстербурга

Восточная Пруссия, особенно ее северная часть, имела развитую сеть железных дорог. Периодом наиболее бурного железнодорожного строительства стала вторая половина XIX - начало XX века, вплоть до Первой мировой войны. В эти годы в регионе была создана основа железнодорожных сообщений между наиболее крупными городами провинции (на севере - Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит; на юге - Алленштайн и Лик) с выходами к морю и в приграничные районы. На линиях использовалась стандартная европейская калея шириной 1435 мм.

Восточная Пруссия, особенно ее северная часть, имела развитую сеть железных дорог. Периодом наиболее бурного железнодорожного строительства стала вторая половина XIX - начало XX века, вплоть до Первой мировой войны. В эти годы в регионе была создана основа железнодорожных сообщений между наиболее крупными городами провинции (на севере - Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит; на юге - Алленштайн и Лик) с выходами к морю и в приграничные районы. На линиях использовалась стандартная европейская калея шириной 1435 мм. Малый вокзал ИнстербургаПервая железнодорожная линия, соединившая Берлин с Кёнигсбергом, была торжественно открыта 2 августа 1853 года. Через 7 лет начала действовать восточная магистраль Кёнигсберг - Эйдткунен. Надо отметить, что планы строительства основных дорог в приграничных районах заблаговременно согласовывались между немецкой и российской стороной. Значительное внимание уделялось строительству железных дорог небольшой протяженности со стандартной колеей. В 1865 году восточная магистраль получила свое продолжение, соединив Кёнигсберг с портом Пиллау. В 1885 и 1900 г.г. соответственно открылось сообщение между Кёнигсбергом и морскими курортами Кранц и Раушен. Схема железных дорогОсобое место заняло создание в начале XX века сети малых узкоколейных линий (ширина колеи 750 мм), которые как бы заполнили промежутки между путями стандартной ширины. Они связали Кёнигсберг и районные центры с сельскими населенными пунктами. Узкоколейки имели остановки почти у каждой деревни, на перекрестках сельских дорог, на главных просеках лесничеств. Минимальные расстояния между станциями не превышали 0,5-1 км. Первая узкоколейная дорога, соединившая Кёнигсберг с Куршским заливом (Шааксвитте-Каширское), была построена в 1899-1900 г.г. Как известно, разветвленная система железных дорог Восточной Пруссии сыграла важную роль в боевых действиях на этой территории в Первую мировую войну. В 20-30 годы железнодорожные сообщения на севере провинции продолжали совершенствоваться. В этот период проложена вторая колея на линиях Кёнигсберг - Берлин, Кёнигсберг - Эйдткунен, Тильзит - Инстербург - Гердауэн; построена железнодорожная ветка Хайлигенбайль - Прейсиш-Эйлау; достраивалась кольцевая дорога на Земландском полуострове; осуществлена капитальная перестройка кёнигсбергского железнодорожного узла. К 1939 году протяженность ж.д. сообщений на севере Восточной Пруссии составила 1823 км, в т.ч. двухколейных - 578, одноколейных - 803, узкоколейных - 442. Действовали 184 ж.д. вокзала и 240 остановочных пунктов. Наиболее крупными ж.д. узлами, кроме Кёнигсберга, Инстербурга и Тильзита, являлись Гумбиннен (Гусев), Гердауэн (Железнодорожный), Фридланд (Правдинск), Тапиау (Гвардейск), Цинтен (Корнево), Шталлупёнен (Нестеров), Даркемен (Озерск) и Толльмингкемен (Чистые Пруды). После 1945 года в результате государственной границы, отделившей Калининградскую область от Польши, единая сеть железных дорог провинции была разрушена, а большая часть местных линий, особенно в южных и восточных районах области, разобрана. Железнодорожные линии, разобранные после 1945 года Широкая колея 1. Зеленоградск (Кранц) - канал Куршского залива (Кранцер Беек). 2. Переславское Западное (Мариенхоф) - Парусное (Гафкен). 3. Мамоново (Хайлигенбайль) - Корнево (Цинтен) - Багратионовск (Прейсиш-Эйлау). 4. Красноармейское (Первилтен) - Корнево (Цинтен) - Пиненжно (Мельзак), Польша. 5. Нивенское (Виттенберг) - Владимирово (Тарау) - Славское (Кройцбург). 6. Комсомольское Новое (Лёвенхаген) - Домново (Домнау) - Правдинск (Фридланд) - Железнодорожный (Гердауэн). 7. Чистополье (Боткайм-Постенен) - Барташицы (Бартенштайн), Польша. 8. Знаменск (Велау) - Дружба (Алленбург) - Правдинск (Фридланд). 9. Железнодорожный (Гердауэн) - Крылово (Норденбург) - Венгожево (Ангербург), Польша. 10. Черняховск (Инстербург) - Озёрск (Даркемен) - Гольдап, Польша. 11. Гусев (Гумбиннен) - Озёрск (Даркемен) - Венгожево (Ангербург), Польша. 12. Гусев (Гумбиннен) - Чистые Пруды (Толльмингкемен) Лесистое(Нассавен) - Гольдап, Польша. 13. Краснолесье (Гросс Роминтен) - Гольдап, Польша. Основная часть ветки Нестеров (Шталлупёнен) - Чистые Пруды - Краснолесье включительно сохранена и используется в хозяйственных целях. 14. Неман (Рагнит) - Добровольск (Пиллькаллен) - Нестеров (Шталлупёнен). Узкоколейки 15. Калининград (Кёнигсберг) - Гурьевск (Нойхаузен) - Каширское (Шааксвитте) с ответвлением в Гвардейск (Тапиау). 16. Полесск (Лабиау) - Гвардейск (Тапиау) - Правдинск (Фридланд). 17. Черняховск (Инстербург) - Крылово (Норденбург) - Барциане (Бартен), Польша - Железнодорожный (Гердауэн) с ответвлениями в Новостроево (Тремпен) и Казачье (Линденхоф). 18. Черняховск (Инстербург) - Большаково (Гросс Скайсгиррен) с ответвлениями в Жаворонково (Вирбельн) и Зелёново (Минхенвальде). 19. Черняховск (Инстербург) - Ульяново (Краупишкен) - Неман (Рагнит). 20. Добровольск (Пиллькаллен) - Краснознаменск (Лазденен) с ответвлениями в Кутузово (Ширвинд) и Разино (Дористаль). 21. Советск (Тильзит) - Смалининкай (Шмалленинкен), Литва. 22. Щегловка (Бриттаниен), севернее Славск - Ясное (Каукемен) - Мысовка (Каркельн) с ответвлением в Заповедное (Зекенбург).

Прочитано 24385 раз