История Истербургского ипподрома

Оцените материал
(1 Голосовать)

Ипподром

В 1998 году Истербург (Черняховск) мог бы отпраздновать 159 -летие конноспортивных состязаний. Его развитие до Второй мировой войны предполагало параллель с городом Аахеном. Правда, конноспортивные традиции Аахена берут свое начало уже в XV столетии, когда устраивались средневековые пышные праздники наездников со скачками в честь коронации. В том же столетии (1499 г.) состоялся первый турнир в Кенигсберге с высокими наградами для конных заводов-победителей. Инстербург приобрел значение, как место проведения конноспортивных состязаний, только после основания главного конезавода в Тракенене в 1732 году, в ходе реформ по усилению прусской кавалерии, проводимых Фридрихом Великим. Благодаря стараниям легендарного гусарского генерала Ханса Иоахима фон Циттени, начавшего свою карьеру лейтенантом Инстербургского драгунского полка, из гарнизонного города Инстербург превратился на протяжении 100 лет в город конных турниров. Его слава и авторитет перешагнули национальные границы.

В то время , как на западе (Германии) проводились конные состязания по английскому образцу, на востоке, в Кенигсберге, образовалось в 1833 году конноспортивное общество. В 1839 году, с помощью "Общества турниров и скачек Инстербурга" были проведены первые соревнования на инстербургских полях. После первого успеха они стали проводиться каждую осень. Сначала в них принимали участие только чистокровные лошади. Близость к Тракенену с его высококровными производителями, обусловила проведение односторонних испытаний в форме скачек с препятствиями на 5 тыс. метров, ставших с 1911 года знаменитыми скачками по пересеченной местности в Тракенене. Самыми трудными из них были скачки "Фон-дер-Гольтц-Кверфельд" протяженностью 6200 метров (с 1938 г. - 6900 м), с 33 препятствиями, некоторые из которых нужно было преодолеть по два раза, в том числе – основной ров шириной 7 метров. Первый в Восточной Пруссии большой турнир состоялся в 1913 году на старом ипподроме в Инстербурге. В программе были дрессировочные испытания для скаковых лошадей, в том числе специальные - с участием наездниц, скачка с препятствиями и квалификационные испытания для упряжек. Это многообещающее начинание было прервано Первой мировой войной. Но сразу же после ее окончания по инициативе коннозаводчиков, в 1919 году, на площади в 60 моргенов (1 морг.= 0,25 га) недалеко от города было начато строительство первого в Германии ипподрома с твердым покрытием. На окаймленной с трех сторон рекой Ангерапп площадке было устроено 22 препятствия. Уже тогда место предъявляло серьезные требования, как к всадникам, так и к лошадям. И выступавшие там с двадцатых годов свидетельствовали, что ипподром вышел на первое место в восточной Германии, став местом проведения престижных турниров, особенно привлекательных для спортсменов с севера и востока Европы. ИпподромНа турнире в Инстербурге проходили два ежегодных состязания. "Большой приз Восточной Пруссии" с 29 прыжками через 20 препятствий на маршруте длинной 1640 метров и "Большое многоборье", состоящее из трех видов: выездки, парфорсной езды в Тракенене протяженностью маршрута 12 км с 45 препятствиями и конкура. Восточная Пруссия с двумя кавалерийскими полками и конной артиллерией была идеалом для всадников. Именно поэтому в Инстербурге и Тракенене проходила подготовка (немецкой) команды к Олимпиадам 1928 года в Амстердаме и 1940 года в Хельсинки. После смерти в 1928 году покровителя Инстербургского турнира принца Фридриха Сигизмунда Прусского многоборье получило дополнительное наименование "Приз Фридриха Сигизмунда". Другие знаменитости, которые погибли на конных соревнованиях, причислялись к "гвардии" турнира в Инстербурге. Здесь ежегодно проходили конноспортивные мемориалы в честь барона фон Лангена, Акселя Хольста, Герда Хилленберга, графа Гертца. Чтобы повысить квалификационный уровень и международное значение с далекой перспективой, все сооружения ипподрома были расширены оберлейтенантом Эрихом Вёльки, главой "Восточно-прусского общества турниров в Инстербурге". Его заслуги высоко оценил Дитрих фон Ленски-Катенау, председатель Тракененского Союза: "Вёльки всегда так стремился устроить площадку для соревнований, чтобы она была максимально приближена к природе и не производила впечатления искусственности. При сооружении препятствий Э.Вёльки использовал опыт ипподромов в Пардубице (Чехии и Ливерпуле (Великобританця). Результатом его стремлений стал ипподром, которых еще поискать. Ни одна трасса не передавала великолепие породистых лошадей красивее и отчетливее чем Инстербургский ипподром". Новое расширение всех препятствий стало возможным после перепланировки русла реки Ангерапп. На 33 га было устроено 80 препятствий, из них 18 учебных, и множество прудов. Рядом с самим ипподромом были устроены площадки для поло и для обучения верховой езде, а также школа наездников с манежем для проведения зимних турниров. Три новые трибуны предоставляли обзор всей территории после того, как была вырублена "Воронья роща" (к сожалению зрителей, которые с нетерпением ждали, кто из всадников первым появится из-за нее). В.Браун и фон Гаральд Момм охарактеризовали все образцовое сооружение одним предложением: "Специалисты из всех великих стран проводили здесь наблюдения и не уставали выражать свою признательность и восхищение". Какими же были специфические особенности этого образцового ипподрома? Стационарные и разделенные на дальние линии препятствия можно было брать с двух сторон. Таким образом, можно было варьировать место старта. К тому же, все восемь мест старта и финиша были оборудованы электрическими таймерами. Из самых известных препятствий можно описать "Инстербургский вал" протяженностью 13 метров, состоявший из трех частей. С одной стороны опорная стена с низким барьером для прыжка, в середине ров, и снова барьер. Всю комбинацию нужно было преодолеть мастерски, не слишком сильно толкаясь в среднем прыжке. В противном случае можно было упасть, как это случилось со знаменитым Г.Хилленбергом, который здесь погиб. "Ирландская скамья", 2-метровое препятствие с 2-метровым гребнем, также было серьезным испытанием мастерства. Нужно было лишь слегка коснуться верха и спрыгнуть в пруд около трибун, преодолеть его вплавь и в завершение взобраться вверх на 5 метров. Преодоление естественных водных преград на всех ипподромах Восточной Пруссии было серьезной проверкой выучки всадника и лошади. Что ждало их обоих на Инстербургском многоборье, описывает Густав Рау: "Нужно было преодолеть барьер с последующим прыжком в Ангерапп. Конь и всадник исчезали под водой и должны были плыть, пока не достигали противоположного берега". www.rustrakehner.ru

Прочитано 8551 раз