Иван Данилович Черняховский

Оцените материал
(2 голосов)
Все последние годы о генерал армии Иване Даниловиче Черняховском со страниц книг и газет немало и рассказано как о крупном военачальнике и в меньшей степени – о его первых шагах на стезе военного дела. Постараемся восполнить этот пробел, но основываясь исключительно на архивных материалах...
И сchern1944.jpgпасовал эскадрон под залпом обрезов.

«С детства Ваня отличался серьезностью, хотя и любил шумные, веселые игры, особенно военные», - эти строки из датированных сентябрем 1948 года воспоминаний сестер полководца – Елены Даниловны Ольшанской и Анисьи Даниловны Дуб.
А местом первых мальчишеских сражений совсем юного Вани Черняховского стала его малая родина - село Оксанино Уманского уезда Киевской губернии Юго-Западного края Российской Империи. Ныне это на территории Уманского района Черкасской области Украины. Но, начиная с 8-летнего возраста, мальчуган уже во всю верховодил среди ровесников из Вапнярской начальной школы Подольской губернии. Дело в том, что в 1914 году его отец, Данил Николаевич, перевез семью в новое имение пана Новинского, барина, у которого служил кучером, - в винницкое село Вербово.
«Мои детские и юношеские годы прошли вместе с Иваном Даниловичем Черняховским, – Поделился своими воспоминаниями с научным сотрудником Центрального музея Красной Армии О. Ивановой в том же сентябре 1948 года 47-летний директор Вапнярского железнодорожного клуба Антон Степанович Дуб. - Я помню его с того времени, как их семья переехала в с. Вербово. Вместе с Иваном Даниловичем бегали мальчишками, вместе организовывали комсомольскую организацию, вместе работали в струнном оркестре, драмкружке.
Я был старше Ясика, как звали мы все его в детстве, но хорошо помню, что организатором всех самых смелых проказ были не мы, старшие, а он, его слушались и взрослые ребята. Обычно он разрабатывал план похода за яблоками в панский сад. Делил ребят на две группы, одни отвлекали сторожей, другие в это время рвали яблоки».
Здесь же, на территории современных Томашпольского района Винницкой области Украины, 13-летний Ясик Черняховский не просто вступил в свой первый взаправдашний бой, но и стал его главным стратегом и тактиком. Подробности – в воспоминаниях сестер полководца: «В 1920 г. в Вапнярку на постой шел польский конный эскадрон. Ваня Черняховский, собрав таких же, как и сам, пастушков и одногодок-мальчишек из с. Вербово, вооружил всех трофейными обрезами, которых тогда в селах Украины было очень много, и засел в лесу около дороги, по которой должен был проходить эскадрон. Когда эскадрон приблизился, ребята дали по нему дружный залп из обрезов. Поляки подумали, что это настоящая засада, и ускакали прочь от Вапнярки. Восторгу ребят не было предела».

«И сами еще петлюровцев перебьем»…
Школой начальной военной подготовки для будущего прославленного полководца стало одно из местных территориальных подразделений войск ЧОН – частей особого назначения по борьбе с бандитизмом. Для тех, кто не осведомлен: именно от войск ЧОН сегодня ведет свою неофициальную родословную войсковой и милицейский спецназ МВД России. И еще один малоизвестный факт на эту тему: во главе территориальных чоновских отрядов, как правило, стояли профессиональные военные, но вот костяк каждого из таких подразделений составляли именно представители местного партийного и комсомольского актива. По первому же требованию чоновских командиров сельские вожаки обязаны были прибыть в штаб отряда, чтобы затем с винтовкой или шашкой в руках выступить на поиск и ликвидацию очередной лесной банды или очередного выявленного чекистами гнезда вооруженного антисоветского подполья. Между прочим, этот же самый принцип, - мобилизация местного населения на вооруженную защиту конституционного порядка, но на сей раз, правда, в прифронтовой полосе, в годы Великой Отечественной был положен в основу легендарных Истребительных взводов, рот и батальонов НКВД СССР.
Допризывник Иван Черняховский в 1921-1923 гг. был одним из комсомольским активистов винницкого села Вербово, а, значит, одновременно – и добровольцем-чоновцем. Кстати, сохранились документальные свидетельства о полной решимости юного И. Черняховского с оружием в руках отстаивать идеалы Советской власти. По этому поводу – слово вновь уже известному нам Антону Степановичу Дубу: «В 1921 г. …молодежь в с. Вербово решила организовать комсомольскую организацию. Мы не знали тогда, как ее и организовать. Пошли за советом к члену партии Колеснику Андрею Павловичу. Ваня Черняховский был одним из активнейших организаторов нашей комсом[ольской] ячейки. Когда кто-то из старших ребят высказал предположение, что если придут петлюровцы, узнают, что мы комсомольцы, так нас всех поперебьют, Ясик ему ответил: «Не перебьют, возьмем обрезы, уйдем в лес и сами еще петлюровцев перебьем». Он говорил всегда так убедительно, что покол[цензура]вшиеся тогда ребята потом стали очень хорошими комсомольцами.
Комсомольская организация с. Вербово состояла из 12 человек. Кроме И. Черняховского туда записались еще его брат Михаил Черняховский, Ваня Цешковский - большой друг И. Черняховского, братья Бурлачук и др. В нашей работе нам очень помогали коммунисты с. Вербово и особенно Колесник А.П.».
Очень скоро комсомольцы винницкого села Вербово выдвинули Ваня Черняховского на пост командира взвода войск ЧОН. А в мае 1923 года 17-летнего комсомольца-чоновца Ивана Черняховского вышестоящее командование войск ЧОН советской Украины удостоило одной из высших боевых наград того по-революционному горячего времени - именного маузера! Формулировка - за организацию боевых действий и личную храбрость, проявленную в ходе преследования и уничтожения у современного винницкого райцентра Крижополь хорошо известной в округе своими зверствами против мирного населения банды «батьки Кныша».
Известно также, что в 1923-1924 годах комсомолец Иван Черняховский являлся активистом оборонно-массовой работы. Но это уже было в Новороссийске, куда он уехал с украинского Подолья на заработки.
Именно как лучшего комсомольца, к тому же не раз защищавшего спортивную честь трудового коллектива в ходе различных спортивных состязаний, в том числе и по военно-прикладным видам спорта, комсомольская организация Новороссийского цементного завода «Пролетарий» и выдвинула в 1924 году своего вожака Ивана Черняховского на учебу в Одесскую пехотную школу имени тов. Якира.
Необходимо дополнить, что мечту о карьере военного в сердце Ивана Даниловича во многом укрепил и пример старшего брата Михаила: в 1923 году 19-летний Михаил Данилович Черняховский добровольцем поступил в ряды Красной Армии. Служил он рядовым бойцом в красной коннице, но в 1924 году успешно прошел жесткий конкурсный отбор на учебу на кавалерийское отделение Объединенной военной школы имени ВЦИК, став кремлевским курсантом…

Он и в учебе был первым!
В стенах Одесской пехотной школы имени тов. Якира будущему прославленному советскому полководцу И. Черняховскому проучиться выпало недолго – только год. В двадцать пятом в силу выявившихся у него неординарных способностей к точным наукам был переведен в Киевскую артиллерийскую школу.
Из воспоминаний генерал-майора танковых войск Александра Адамовича Пошкуса, датированных январем 1949 года: «Я знаю Ивана Даниловича Черняховского с 1925 г. В 1925 г. Ивана Даниловича зачислили в Киевскую артиллерийскую школу, где я был тогда помощником командира батареи. Очень скоро мы узнали Черняховского, как хорошего спортсмена. Я был секретарем конно-спортивного комитета артшколы, а Иван Данилович очень увлекался конным спортом. Верховая езда была одной из дисциплин в школе, но он не довольствовался этим и систематически тренировался в верховой езде в свободное время, а то и урывал время от сна, вставая до побудки. Меня, как секретаря конно-спортивного комитета, сразу привлекла в Черняховском настойчивость, упорство, с каким он подходил к делу. Участник ответственных соревнований в артшколе, между школами, в округе, Иван Данилович давал, как правило, хорошие результаты. Надо сказать, что начиная что-нибудь делать, берясь за какое-нибудь дело, Черняховский не мог уже делать его как-нибудь. Способный от природы человек, упорный, настойчивый, он всегда шел впереди других. Это была, пожалуй, черта его характера, проявившаяся еще очень рано».
И еще одно документальное свидетельство, но сей раз в лице изданного в 1928 году Главным управлением Рабочее-Крестьянской Красной Армии мизерным тиражом в 415 экземпляров и снабженного грифом «Секретно» сборника приказов «Списки лиц, окончивших военные учебные заведения РККА и РККФ в 1928 году».
Страницы 77-196. Здесь помещен полный текст до сих пор никогда не публиковавшегося в центральной прессе («Опасный возраст» делает этом первым в России!) приказа № 75 от 28/31 августа 1928 года народного комиссара по военным и морским делам - председателя Революционного Военного Совета СССР Климента Ефремовича Ворошилова. Вот его мотивировочная часть: «Революционный Военный Совет Союза Советских Социалистических Республик удостаивает звания «командира Рабоче-Крестьянской Красной Армии» лиц, окончивших в 1928 году военные школы, согласно прилагаемых списков с назначением на должности, указанные в тех списках».
Список выпускников Киевской артиллерийской школы на страницах 138-141. Всего здесь поименно перечислено сто пятьдесят человек. Черняховский Иван Данилович - под номером 118. Напротив его фамилии в графе «Куда назначается» - XVII-й корпусной артиллерийский полк. Последний, поясним, дислоцировался в областном центре Украины городе Виннице, а это - считанные десятки километров от родных мест! Не указана лишь должность – командир учебного топографического взвода, ибо на нее свежеиспеченный краском артиллерии И. Черняховский будет назначен чуть позже - уже приказом командира части.
Для биографов генерала И. Черняховского этот наркомовский приказ ценен и интересен и еще двумя обстоятельствами. Вот первое: на страницах 107-111 - полный поименный список новоиспеченных выпускников Одесской пехотной школы имени тов. Якира. А они все, как известно, в недалеком прошлом – друзья и однокашники Ивана Даниловича до его перевода на учебу в Киев.
И второе: на странице 82 в поименном списке выпускников кавалерийского отделения Объединенной военной школы имени ВЦИК под номером 8 - Черняховский Михаил Данилович, старший брат будущего полководца. Место его распределения – тоже Украина, но 49-й кавалерийский полк кавдивизии имени Г. Котовского. (От редакции: блестящий и в связи с этим подававший большие надежды кавалерийский краском М.Д. Черняховский трагически погиб в 1929 году, но его месту в боевом строю красной конницы уже в 1932 году займет самый младший из братьев Черняховских – Александр 1917 года рождения. В 1937 году Александр уволится в запас Красной Армии, чтобы поступить на службу в одно из подразделений органов НКВД города Новороссийска. В Великую Отечественную он – командир стрелкового батальона действующей армии. Подполковнику Александру Даниловичу Черняховскому суждено было погибнуть 1943 году в боях по освобождению Смоленска.)
chern21944.jpgНо и последнее, о чем нельзя умолчать: наркомовский приказ № 75, спустя десятилетия после того, как был подписан К. Ворошиловым и доведен до выпускников 1928 года военных школ, неожиданно приобрел для нас с вами еще и силу документа, который напрямую свидетельствует потомкам об изначальной особой избранности Ивана Даниловича Черняховского. Поясню свою мысль: хотя среди ста пятидесяти выпускников Киевской артиллерийской школы и ста восьмидесяти одного выпускника Одесской пехотной школы имени тов. Якира ко второй половине 1940-х и оказалось не мало генералов, но, тем не менее, никто из них не сумел даже близко приблизиться к полководческим вершинам, на которые, благодаря своему военному гению, поднялся их выдающейся однокашник. Так, подавляющее большинство из однокашников И. Черняховского (а это при желании несложно проверить по военно-мемуарной литературе и по военно-энциклопедическим словарям), встретили Великую Отечественную войну в званиях капитанов и майоров и в должностях командиров рот (батарей) и батальонов (артдивизионов), в то время как Иван Данилович - полковником, командиром танковой дивизии. К тому моменту, когда наиболее проявившие себя в боях его однокашники, за редким исключением, только-только удостоились права встать во главе стрелковых и артиллерийских полков, И. Черняховский уже был генералом и командовал танковым корпусом. Многие из них продолжали оставаться в этих должностях и на завершающем этапе Великой Отечественной, то есть тогда, когда Иван Данилович, напомним, уже являлся дважды Героем Советского Союза, генералом армии, командующим 3-м Белорусским фронтом…
Историки утверждают, что в ознаменование предстоящего празднования 37-й годовщины Красной Армии и Красного Военно-Морского Флота по прямому указанию И. Сталина уже якобы был подготовлен и даже подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении И. Черняховскому маршальского звания. Публикация-де готовилась на 19 февраля, но, увы, накануне вечером из Восточной Пруссии пришло трагическое известие о гибели полководца…
Генерал армии Иван Данилович Черняховский был смертельно ранен осколками вражеского снаряда 18 февраля 1945 года у восточнопрусского города Мельзак (ныне – польский Пененжно). В тот момент он находился в боевых порядках общевойсковых армий левого крыла 3-го Белорусского фронта. Сюда он выехал, чтобы лично руководить осуществлением самого сложного этапа Восточно-Прусской стратегической наступательной операции - разгромом Хайльсбергской группировки немецко-фашистских войск.
Остается добавить, что в память о полководческих подвигах генерала И. Черняховского, совершенных им в ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции, в 1946 году бывший восточнопрусский город Инстербург был переименован в город Черняховск Калининградской области…
 Полковник милиции Юрий РЖЕВЦЕВ.
Прочитано 19158 раз