Исрутис – Инстербург – Черняховск

Оцените материал
(5 голосов)
Город основан на берегу реки Унгурупе. Немного западнее впадает Истра, и река получает общее название Преглюс.
Исрутис – древний населенный пункт надрувов (прусское племя). Разрушив небольшой замок, стоявший здесь, крестоносцы построили свой – деревянный. Литовцы его скоро уничтожили. В 1336 году крестоносцы построили новый – из камней и кирпича, с четырьмя башнями. Замок стал центром комтурии. В 1347 году литовцы опять его уничтожили. Восстановленный замок в 1370 году захватил Альгирдас [Ольгерд], великий литовский князь. В 1409 году Витаутас [Витовт], также литовский князь, посылал в Пруссию своего брата Жигимантаса, который опустошил окрестности Исрутиса, забрал много пленных. В 1457 году в Исрутис вторглись поляки.

В 1525 году Исрутис стал центром деза. В 1583 году получил права города и герб. 30 мая 1530 года по приглашению князя Альбрехта в Исрутис прибыл священник Ионас Тартила [Иоганн Тортиловиус фон Батоки], преследуемый в Великой Литве за реформистские взгляды. В 1537 году усилиями Тартилы была построена кирха, в которой он служил мессу на литовском языке. Это так называемая кирха Лютера. После ее разрушения в 1610-1612 годах построена новая. В 1912 году башня кирхи получила вид барокко. В начале XX века литовская месса еще служилась 2 раза в год. После пожара в 1976 году (там был склад) кирха совсем снесена. До тех пор была в хорошем состоянии, только без башни.

Еще в ХVI веке в Исрутисе начала проявляться литовская деятельность. Тут родились и проживали многие деятели культуры.

Около 1624 года родился талантливый литовский поэт Мельхиорас Швоба, который учился в Кенигсбергском университете. Сведений о нем осталось очень мало.

В 1625-1653 годах служил пастором В. Фойерштокас, сотрудничавший с М. Резой при издании псалмов Давида, которые переводил Бреткунас. Позже вместе с другим пастором Исрутиса готовил литовский песенник (религиозный). Фойерштокас читал проповеди на литовском языке.

11 марта 1831 года здесь родился немецкий писатель Эрнст Вихерт, кроме прочего автор «Литовских историй».

isrutis.jpg18 января 1667 года родился создатель религиозных сочинений и переводчик на литовский язык Ионас Берендас. В 1719 году был избран евангелическим епископом. Умер и похоронен здесь же в 1737 году. Главный его труд – перевод Библии И. Квандта и предисловие к ней.

Около 1700 года исрутский епископ Екубас Перкунас (род. в 1668 году в Ишдагай, умер в 1711 в Исрутисе) составил литовско-немецкий словарь.

В 1727 году в Исрутис переселился переводчик религиозных песен А.Х. Пимиримас (1702-1757), служил пастором здесь до самой смерти. Здесь и похоронен.

В 1852-1862 годах служил проповедником Литовского уланского полка В. Марлецкерис. Он перевел и издал несколько литовских религиозных песен.

С 1869 года в Исрутисе работал в школе публицист, поэт, переводчик Людвиг Пассарге – большой поклонник творчества К. Донелайтиса. Он написал и издал несколько книг о Малой Литве, например «Из края балтов» (1878). В 1894 году перевел на немецкий язык и издал вместе с пояснениями «Времена года» .Донелайтиса.Основызнанийполучилу Ф. Куршайтиса. Переселившись в Кенигсберг, занимался юридической работой.

Литовская деятельность активизировалась накануне Первой мировой войны. Проживающие здесь литовцы читали издававшуюся в Тильзите (Тильже) и других местах литовскую печать, сюда приезжали литовские деятели.

После Первой мировой войны исрутский литовец Ф. Божелайтис вместе с другими учредил «Общество литовцев (Малой Литвы)» и руководил им. На собраниях пели и разговаривали политовски. Здесь действовало и «Объединение прусских литовцев».

У замка Исрутис, возле дороги, стоит памятник с надписью на постаменте: «Литовский уланский полк №12. Павшим товарищам» (павшим в Первой мировой войне). История полка такова: в 1717 году был созданлитовскийдрагунскийполк№1,шефом которого стал принц Альберт. Эскадроны полка стояли в Тильзите (г.Советск), Рагайне (г.Неман), Пилкальнисе (пос. Добровольск), Сталупенае (г.Нестеров), Гелдапе (г.Голдап, Польша), Исрутисе – везде звучали литовские песни всадников.

В 1782 году в Исрутисе было 4582 жителя, в 1939 – 48714, в 1970 – 34111. В одно время местные литовцы добились литовской школы, которая, к сожалению, не начала работать. 22 января 1945 года в город вступили подразделения Красной Армии под руководством И. Черняховского. Его именем в 1946 году назван город.

На восточной окраине города находилось селение Камсвикас. Известно, что в 1275 году крестоносцы на берегу реки Унгурупе захватили самый крепкий замок надрувов Каменисвике. Так была окончательно захвачена Надрува. Только немногие надрувы сдались крестоносцам, многие из них переселились в Великое княжество Литовское. Подходящего места для замка в Камсвике нет, но, поднимаясь против течения Унгурупе, в 2 км на правом берегу в Тамовишки, недалеко от реки Писса, находится городище, названное немцами языческой крепостью. Можно верить, что здесь стояла знаменитая крепость Камсвикас.

В 1404 году упоминается находившееся там поместье. В 1409 году литовцы опустошили эти края, а в источниках 1413 и 1420 годов находим, что Орден требует у Витаутаса возвратить пленных, захваченных в поместье Тамовишкяй. Сохранилось такое сказание предков Тамовишкяй о замке Камсвикас. На правом берегу Унгурупе, на крутой горе Камсвикальнис, стоял замок. Его владыка был жестоким. Однажды приказала его жена своим подчиненным связать владыку и замуровать живого в замке. Но сама была еще жестче. Бог пожалел людей, и замок утонул. Проклятая владычица превратилась в черную корову. Одни говорят, что ее гоняет черная кошка, другие – что муж ее, превращенный во всадника. А сын владычицы часто заступался за людей. Эти люди долго его не забывали. Большой камень у подножия городища указывает на место его могилы.

Дополнительная информация

  • Источник: Исрутис – Инстербург – Черняховск (стр.31) (из книги В.Шиласа и Г. Самборы «По Малой Литве», «самиздат», 1983). – Воскресение, 1992, №7, январь / Альманах «Берега Анграпы» 2’2006
Прочитано 11035 раз
Другие материалы в этой категории: « Кант и Юдшен Ауловёнен – Ауленбах – Калиновка »