История города Инстербург

Оцените материал
(2 голосов)

ImageПрусский король, у которого было 12 сыновей, почувствовав приближение своей смерти, поделил владения между своими сыновьями. Четвёртого сына звали Надроо. Он получил землю между Ангерапп, Инстером и верхним течением Прегеля; по его имени землю назвали Надровия, откуда, по-видимому, и происходит название местности – Надрауен.

Летописцы сообщают, что Надровия была «безобразной» страной: густые, почти непроходимые леса покрывали её, среди них находились многочисленные бездонные болота. Только по берегам рек леса были проходимыми, и здесь большей частью селились люди.
С приходом в 1274 году Тевтонского рыцарского ордена началось обращение язычников в христианство. Орден обезопасил дороги, которые проходили по берегам рек, и были очень важны для обеспечения снабжения. Он построил здесь так называемые «Крепкие дома». Отсюда рыцари предпринимали свои военные походы христианизации со стороны ордена. Благодаря лучшей оснащенности военной техникой, ордену всё же удалось завоевать Пруссию. В 1336 году орден основал «Инстербургский дом». ImageСамым удобным местом посчитали место впадения Чернуппы в Ангерапп и слиянием Ангерапп и Инстера. Появилось название – Инстербург. Для обеспечения безопасности со стороны реки Прегель, рыцари заложили крепость и большой хозяйственный двор (позже называемый Альтхоф), который служил конезаводом. Вокруг крепости строили жильё ремесленники и крестьяне, особенно в северной части, которая получила название Свободной. Для связи с Инстербургом построили мост через Ангерапп. На другом берегу появился первый трактир «Пангервиц». Второй мост был сооружён через долину реки Чернуппы. Он имел разводную часть и служил для защиты крепости с юга. Вокруг возникших поселений, в которых было много пруссов, жители посадили кустарник, за ним, вокруг крепости, построили защиту в виде валов. В1404 году за этим заграждением жили 2 свободных и 15 прусских граждан. В 1500 году эта деревня насчитывала около 50-60 домов и приблизительно 350 жителей, она называлась Спарге. В это время орден вёл войны с Литвой и Польшей, и часто поселение полностью разрушалось. Граф Дитрих IV фон Мерс в 1371 году пошёл войной на Литву через Инстербург. В 1410 году Тевтонский орден проиграл битву при Танненберге. Были заключены два мира: при Торне, но только после заключения «Вечного» мира в Кракове (1525 год) все войны были закончены, Пруссия стала светским герцогством.
Хозяйственный подъём начался при гауптмане Конраде фон дер Альба (1549-1555). Он приказал заложить рыбные пруды и построить мельницу. Мельница находилась под крепостным валом и осталась в памяти как замковая мельница. Для её работы перегородили Чернуппу, и вследствие этого появился пруд Штраухмюлентайх. В 1572 году Альбрехт 2 Фридрих сообщил посёлку, что получение прав города зависит от ряда условий и надо преодолеть недоверие герцога к жителям. Поэтому они должны были ждать до 10 октября 1583 года. В этот день маркграф Фридрих фон Аншпрах, который с 1577 года по 1603 год заменял в правительстве больного герцога Альбрехта Фридриха, подписал привилегию. Этот документ, написанный на существующем тогда, трудно понимаемом сейчас, языке, определяет и регулирует всё до мелочей.
Большое значение для развития города имела портовая площадь, находившаяся где-то на левой стороне реки Ангерапп. Благодаря речному транспорту город скоро вступил в торговые отношения с другими городами.
19 июля 1590 года случилось несчастье: сгорело более 140 домов. Остались нетронутыми только церковь, школа, дом священника и 9 частных домов. В это время город имел уже 1200 жителей. Хотя жители и старались устранить разрушения, но и через 10 лет город не совсем оправился от пожара. В это время растёт пригород. С центром он был соединён мостом через Чернуппу. Так как пригород не относился к городской части, он получил отдельные привилегии, и там построили трактир, который назвали «Целлини».
ImageЛетописец Харткнох называет город Инстербург в 1684году «прекрасным городом, хотя и без городских стен». Городской стены в Инстербурге не было, но было множество городских ворот, таких как Гольдапские (находились на Гинденбургштрассе, на углу у Форхорштрассе), ворота Верхней мельницы или Свиные ворота (на Обермюлленштрассе, возле гостиницы «У золотого льва»), Кирпичные ворота (на Цигельштрассе, угол Шенштрассе, рядом с «чернильницей»). Ворота «У длинного моста» находились недалеко от здания суда. Замковые или Кёнигсбергские ворота находились у гостиницы «Зелёная кошка»; Тильзитские ворота закрывали дорогу на Тильзит в окрестностях моста через Ангерапп. В домах у ворот поселились акцизные служащие, которым, приезжавшие в город крестьяне платили налог, это было подобие таможни. Последний, сохранившийся до наших дней дом у ворот находился на Цигельштрассе, из-за своей необычной формы он назывался в народе «чернильницей». Центр города образовывала вытянутая рыночная площадь – Маркплатц.
На восточной стороне стояла Лютеранская церковь, на юге - ратуша, с богато украшенными порталом и башней. Напротив ратуши находилась «Зелёная аптека», её владелец – Иоганн Альбрехт открыл её в 1645 году. Лютеранская церковь была построена на фундаменте церкви, возведённой в 1530 году. Дорогое внутреннее убранство она получила, главным образом, во время тридцатилетней войны. Стены и колонны церкви украшали эпитафии. О тяжёлых временах чумы рассказывала картина, выполненная в 1627 году клеевыми красками. На эпитафии проповедника Николая. Эпитафия гауптмана фон Добелена (1582 – 1645) была выполнена из алебастра. Исторически примечательна была картина о захвате Инстербурга татарами, которая находилась в эпитафии пастор Педануса, умершего в 1657году. После объединения герцогства Пруссия с маркграфством Бранденбург, герцог одновременно стал курфюрстом. В 1632 году курфюрст Георг Вильгельм даже сделал Инстербург на год своей резиденцией, потому что ему надоели споры между кальвинистами и лютеранами в Берлине и Кёнигсберге. ImageВ 1655 году, во время войны поляков с русскими, московиты завоевали город. Годом позже татары, во главе с Гонсиевским, разорили город. Летописец сообщает, что местная молодёжь сразу была отдана в рабство.
«Мир под Велау» (1657 год) освободил Пруссию от польского господства, в этом большая заслуга Великого курфюрста, которому также удалось разбить шведов под деревней Шлиттер в окрестностях Тильзита. В 1690 году в городе появился первый постоянный гарнизон. Так как здесь нужно было поселить и семьи солдат, то жители восприняли это расселение, как большое неудобство. Почти точно день в день через 100 лет после первых опустошающих пожаров большая часть города снова была подвергнута пожару 24 июля 1690 года. Только 24 дома, церковь, школа и жилой домик священника, уцелели. Ещё не успел город оправиться от этой катастрофы, как над ним разразилось новое несчастье: чума, почти опустошила в 1709 году многие дома. Это продолжалось год. Для сбора урожая пришлось нанять людей из Кёнигсберга. Едва исчез страшный дух чумы, как в 1711 году большие стаи саранчи напали на поля и опустошили их. Численность поголовья скота уменьшилась на три четверти. Прусский король Фридрих Вильгельм и кронпринц Фридрих, названный позже Великим, повторно выезжал в Инстербург, чтобы убедиться в успехе заселения. Последний писал в своём письме к Вольтеру, в котором он восхищался городом.
В 1723 году в состав общины были включены жители крепости и пригорода. До этого они не относились к городскому району. Тогда же был улучшен речной путь: с помощью не очень широкого канала была выровнена река Ангерапп в том месте, где она делала петлю у трактира «Пангервиц» в направлении к Георгенбургу.
Почти сорок лет Инстербург, живший в мире, не мог оправиться от мытарства и испытаний предыдущих лет. Затем снова разразилась война, называемая Семилетней (1756-1763). В августе 1757 года, когда русские появились под Инстербургом, население впало в панику. 12000 человек, под руководством Апраксина, стояли у города. Прусская армия, под командованием фельдмаршала Левальда, проиграла сражение под Гросс-Егерсдорфом и отступила в померанию. Апраксин сначала держал своих солдат в строгости, но когда дал о себе знать недостаток кормов и продовольствия, начались воровство и вымогательства. Кроме того, город должен был заплатить 16400 талеров контрибуции.
В конце 18 века был усилен инстербургский гарнизон. В замковом саду и на Райтбанштрассе были построены скаковые дорожки, для обучения кавалерии. Построен незадолго до этого западнее «Старый конезавод». 1 февраля 1809 вступил в силу закон о статусе города, согласно которому был созван городской парламент. Инстербуржцы выбрали своё городское собрание, состоящее из 30 человек. 16 июня 1812 года в городе побывал Наполеон. Затем начался проход Великой Армии» через Инстербург. Расквартировка и обеспечение продуктами создали городу невыносимые тяжести. Город постепенно развивался. В 1819 году насчитывалось 5094 жителя, в 1864 – 11659, а в 1867 – 13741 человек. В 1883 году (в момент празднования трехсотлетия) в городе жило около 21000 человек. Город разросся за пределы своих границ. В 1831 году на возвышенности перед Гольдапскими воротами был построен гарнизонный лазарет. На возвышенности, недалеко от трактира «Пангервиц», по проекту Шинкеля была построена тюрьма. В 1860 году простёрла свои лучевидные пути через Инстербург железная дорога. На расстоянии примерно километра от города появился главный вокзал. В начале 20 века на развилке дорог началось строительство малого инстербургского вокзала, который обслуживал весь округ. Население использовало этот вокзал для транспортировки грузов. В 1863 году прядильщики льна открыли своё новое предприятие. Оно находилось у Прегельских ворот. В 1864 году было внедрено газовое освещение. В 1904 году на южном берегу долины стрелков появилась электростанция. Недалеко от неё находились здания пожарной охраны с подсобными помещениями и гаражом. С 1900 года в Инстербурге была хорошо оснащённая и обученная пожарная охрана. Мясокомбинат (1887 год) находилась на улице, которая вела в Георгенбург. На этой же улице находились очистные сооружения канализации, которые были построены вместе с водоканалом и водопроводной сетью в 1899 году. Инстербургская вода по чистоте и вкусу была прекрасной. Очень осторожный и дальновидный бургомистр Корн расширил город. В течении года появился «Новый город», который начинался от Вильгельмштрассе, и центром которого была Маркграфенплатц. На этой площади в 1890 году архитектор Адлер построил Реформистскую церковь, которая была одновременно и гарнизонной. Появился Новый рынок. Как раз в 1880 году на его южной стороне, на берегу Долины стрелков, был построен Домик стрелков, который позднее переименовали в Общественный дом. Появилось ещё несколько домов престарелых. Совет округа и руководство имели резиденцию в недавно построенной ратуше. В 1911 году появилась Меланктонкирхе, она предала новый акцент старой Цигельштрассе. В 1912 году на Лютеранской церкви был построен новый флигель. Рейхспочта построила на Вильгельмштрассе здание для своих отделений. На углу Зиергенрихштрассе появилось здание участкового суда, в то время существовали Окружной суд и суд присяжных заседателей, которые находились в помещениях Старого замка. В Инстербурге существовало много школ (гимназия на Форхорштрассе, Высшая школа Гинденбурга, и четыре народных школы). Это обеспечивало образовательный процесс и воспитание подрастающего поколения. Постоянно увеличивается гарнизон. В 1876 году после перестройки получили под казармы Старый замок уланы. Затем недалеко от замка, по дороге на Альтхоф тоже появились казармы улан. По направлению на Камсвикен были построены большие казармы пехоты (1887-1893), артиллерийские (1892-1900), егерские и казармы для отделения автоматчиков (1913-1914). Продовольственное отделение и новый гарнизонный лазарет завершили казарменную часть города. Улица, которая туда вела, получила название Казарменная. Казарменное строительство ускорило застройку в этой части города частными жилыми и общественными зданиями. Было заселено поместье Шприндт. В1921 году начались работы по строительству канала. Шлюз на Ангерапп и шлюз рядом с газовым предприятием, а также шлюзы в Гайтцупене и Швегерай поддерживали необходимый уровень воды. Появился зафрахтованный корабль «Инстербург», который ежедневно курсировал между Кёнигсбергом и Инстербургом. Рядом с просторным спортивным стадионом для лёгкой атлетики и игр с мячом находились многочисленные теннисные корты, зимняя футбольная площадка, спортивный бассейн. Речной бассейн рядом с узкоколейным мостом в 1924 году открыл возможности для плавания и купания гражданам Инстербурга. На Кайзерненштрассе появилась современная окружная больница и школа имени Пастолоцци. На Форхорштрассе, в новом здании открыла свои филиалы ратуша. В ней находились отделения записи актов гражданского состояния, полицейская служба и городское руководство. На Каранелерштрассе появилось новое сооружение, в котором нашли приют танковые части и войска связи. Аэродром в Херманнсхофе был в основном перестроен. На нём тренировались курсанты из школы пикирующих бомбардировщиков.
Сначала в городе ходили автобусы, которые осуществляли транспортировку за пределы города, затем Инстербург стал первым городом в Германии, где стали применять «управляемые электрические» троллейбусы. Необходимые для них провода охватывали весь город.
В 1939 году началась Вторая мировая война. Почти все поместья были обязаны поставлять продукты. До лета 1944 года Инстербург миновали тяжёлые удары. Затем бомбардировочные эскадры добрались и до его крыш. Их бомбы разрушали многочисленные дома, убивали и ранили множество людей. Началась первая эвакуация женщин и детей, хотя бессмысленный приказ комиссара обороны – Коха – гласил, что не нужны никакие приготовления для полной эвакуации города.

Прочитано 50785 раз