Восточнопрусские сказания

Оцените материал
(1 Голосовать)
В старину говорили, что крылатый эльф приносит богатство, что нужно только суметь поймать его. А это не так-то просто. Чаще всего он встречается глупым людям и всегда уходит от них.
ЭЛЬФ

 

В старину говорили, что крылатый эльф приносит богатство, что нужно только суметь поймать его. А это не так-то просто. Чаще всего он встречается глупым людям и всегда уходит от них. Выглядит эльф, как серый ястреб, но когда сбрасывает свое невзрачное оперение, то становится похожим на яркую звезду, за которой тянется длинный огненный хвост. В таком образе видел его один пастух. Эльф взлетал на высоту человеческого роста, парил над землей и улетал в сторону самого дальнего луга. Пастух всегда наблюдал за ним до тех пор, пока сказочное существо не скрывалось за горизонтом. Но из-за суеверного страха он никогда не пытался выследить эльфа.

Некогда один эльф покровительствовал женщине из селения Покалкштайн (ныне пос.Богатое Зеленоградского района. – Здесь и далее в скобках прим. переводчиков) и сделал ее очень богатой. По этому поводу долго не смолкали споры – некоторые говорили, что это гномы натаскали ей столько золота.

…Давным-давно, во времена наших дедов, жил один гончар в Лабиау (г.Полесск). Однажды он поймал в лесу эльфа. Прекрасное создание умоляло отпустить его на волю. И гончар согласился освободить эльфа, если тот принесет ему столько золота, сколько сможет вместить сапог гончара. Эльф согласился и улетел за драгоценным металлом.

Тем временем гончар взял старый сапог, оторвал от него подошву и подвесил его в трубе своего дома так, чтобы маленький волшебник не смог заметить подвоха.

Эльф принес много золота, высыпал его в сапог, но сапог не наполнялся. Тогда он вернулся и вновь принес золота, но опять желтый металл никак не показывался из-за голенища сапога. Эльф улетал и прилетал с золотом снова и снова до тех пор, пока от усталости не стал совсем бледным. Тогда он робко спросил:

– Неужели еще не полный?

– Нет, – ответил хитрый гончар, сгребая кучу золота из-под печки.

Никогда еще эльфу не приходилось нарушать данного человеку слова. Но здесь он понял, что попался в сети к ненасытному гончару и теперь бессилен что-либо сделать. От отчаянья он взлетел в воздух и превратился в пыль. А гончар зажил с тех пор припеваючи.

 

УДАЧНАЯ ОПЛОШНОСТЬ

 

Давно это было. Власть короля только начала распространяться по стране. Один раз король изъявил желание лично посетить Нойнишкен (ныне пос.Привольное Черняховского района. – Прим. переводчиков), так как этой деревушке по каким-то неведомым причинам он придавал большое значение.

Узнав об этом, местные жители стали готовиться к встрече. Но особенно много хлопот доставляла эта подготовка старосте Нойнишкена.

Прежде всего, он заказал у портного новый фрак. Затем с помощью местного учителя составил длинную приветственную речь, которую учитель аккуратно записал ему на чистый лист бумаги. И теперь староста усиленно учил эту речь. Нужно сказать, что он был настоящим нойнишкенцем и, конечно же, к назначенному дню не доучил ее до конца. Собираясь на встречу с Его Величеством, староста сунул лист во внутренний карман фрака, чтобы еще раз по дороге перечитать его.

Когда король приехал, староста предстал перед ним и начал свою приветственную речь. Но, произнеся несколько слов, он запнулся и никак не мог вспомнить, что же он должен говорить дальше. Так и стоял он перед королем и односельчанами, смущенный и покрасневший, и пытался выйти из довольно неловкого положения. Но очень скоро ему пришла в голову хорошая мысль. Староста вынул из кармана листок с приветствием и, поклонившись, вручил его королю. «Теперь, – подумал он, – Его Величество по достоинству сможет оценить, насколько предусмотрительны нойнишкенцы».

Король благосклонно принял исписанный лист, прочитал его и со смехом передал своему адъютанту.

С того времени прошло около трех недель. И вот в один прекрасный день почтовая лодка (тогда почту в Нойнишкен перевозили по воде) доставила старосте перевод на 150 марок, отправителем которых, к огромному изумлению всех, было финансовое управление короля в Берлине. На почтовой карточке для получения денег вверху было аккуратно выведено: «В соответствии со счетом портного за сшитый фрак». Только сейчас удивленный староста соизволил заглянуть в карман своего фрака и с досадой обнаружил там… Что бы вы думали? Свою приветствен ную речь. Вместо нее он отдал королю счет, выписанный портным за изготовление великолепного фрака.

 

КРАСНЫЙ ПЕТУХ

 

Когда-то в Инстербурге существовала артель вольных каменщиков. Далеко не каждый мог стать членом этого тайного общества. Люди относились к нему с недоверием и говорили, что каменщики продают свои души дьяволу.

Однажды молодой человек приел в артель с тем, чтобы вступить в нее. Позднее он рассказывал, что, как только вошел в специально отведенный для церемонии посвящения зал, к нему сразу же подбежал красный петух и стал клевать его в левую руку, в то место, где проходила венозная артерия. Вскоре из раны хлынула кровь. Этой кровью юноша и подписал договор о продаже своей души дьяволу, а взамен получил право самостоятельно определять продолжительность своей жизни.

Долго ли прожил молодой человек – неизвестно, но только говорят, что свыше ста лет жить вольным каменщикам запрещалось.

 

КАМСВИКУС

 

Близ Инстербурга, на правом берегу реки Ангерапп, которая чуть дальше соединяется с Инстером, величественно возвышалась гора Камсвикус (район Краснофлотских дач. – Прим. переводчика). Верхняя часть ее состояла из камня, а нижнюю широкой лентой опоясывал густой кустарник. Останки старых укреплений сохранялись долго, и до сих пор время хранило старую легенду этой горы.

Эта история произошла еще задолго до прихода Ордена на земли восточных пруссов. На этой самой горе владелец местных земель Камсвикус выстроил крепость, которая получила его имя. Позднее это же имя люди дали и горе. Каменная вершина хорошо гармонировала с жестоким нравом хозяина замка. Имя Камсвикуса приводило в трепет не только всех крестьян, живших в округе, но и его подданных. Даже супругу Камсвикуса ужасали деяния злого и распутного мужа. Однажды в порыве гнева он приказал заковать жену в цепи и живьем замуровать в подземелье крепости. После ее страшной смерти в замке стали происходить вещи, представления о природе которых не имеет ни один смертный.

Камсвикус истязал своих подданных столь изощренными методами, на которые не были способны даже хищники. Казалось, разгневанные боги должны были разрушить всю эту проклятую крепость. Но замок стоял, а бесчинства Камсвикуса продолжались. Даже умершая жена не могла найти покоя. В свое время муж проклял ее, и теперь она ходила по ночам вокруг замка в образе черной коровы. А Камсвикус, знавшийся с нечистой силой, приходил к ней в виде дикой кошки.

После его смерти (рано или поздно это должно было произойти), как рассказывали крестьяне, он преследовал их в образе черного рыцаря, постоянно щелкавшего бичом над их головами. Далеко за полночь многие из них видали призраки черных коровы и всадника, не нашедших успокоения, бродивших вокруг крепости в густых зарослях. Все это приводило местных жителей в ужас.

Перед сыном Камсвикуса стояла нелегкая, если вообще выполнимая, задача – он должен был как-то защитить народ от кошмаров, связанных с именем отца. Каким образом молодой Камсвикус избавился от пугающих призраков родителей – неизвестно. Только после его смерти благодарные подданные воздвигли ему памятник и похоронили его у подножья горы под огромным камнем, на который еще сам хозяин указал при жизни. Недалеко от этого места по ночам выходили феи горы Камсвикус и шли к реке стирать свое белье. Но не дано было смертному видеть фей за этим прозаическим занятием. Как только кто-нибудь пытался приблизиться к ним, они сразу убегали обратно в гору, где скрывались от людей в великолепных подземных палатах.

 

Христа Хинце, Ульф Дидерихс. (Восточнопрусские сказания. Кельн, 1983.)
Перевод Светланы Недосекиной. Подготовил Андрей Козлов.

Дополнительная информация

  • Источник: Восточнопрусские сказания (стр.38) (Христа Хинце, Ульф Дидерихс. Восточнопрусские сказания, Кельн, 1983; перевод Светланы Недосекиной, подготовил Андрей Козлов). – Полюс, 1995, №47-48, 27 мая; №67-68, 29 июля; №80-81, 9 сентября / Альманах «Берега Анграпы» 2’2006
Прочитано 9749 раз
Другие материалы в этой категории: « Литературные находки Из легенды в быль »